$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Выпускники из Марьиной Горки: спрос повышенный

27.04.2018

Подготовка кадров для сельского хозяйства – тема злободневная. Познакомиться с проблемой ближе нам удалось в Марьи­ногорском государственном аграрно-техническом колледже им. В.Е. Лобанка. Директор учебного заведения Василий УСТИНЧИК согласился показать обширное хозяйство и поразмышлять о своем видении проблемы.

УСАДЬБА колледжа, без преувеличения, восхищает. В нескольких минутах пешего хода от остановки электрички «Техникум» расположен парковый ансамбль. Высокие деревья, ухоженные аллеи, много цветов, разнообразные здания и сооружения, спортивные площадки, пруд. Пейзаж дополняют натуральные музейные экспонаты – расставленные по лужайкам орудия труда крестьян прежних времен, художественные композиции. Здесь найдено удачное сочетание по-настоящему хозяйского отношения ко всему и эстетического вкуса.

«Теперь бытует мнение, что детей не обязательно приучать к физическому труду, – говорит В. Устинчик, – что они еще успеют наработаться. Да и в нормативных документах немало ограничений. Не хочу ссылаться на свое детство, оно у каждого человека моего возраста было наполнено реальными трудовыми обязанностями по дому, по хозяйству. И на каникулах мы работали рядом со взрослыми по-серьезному. Надо, безусловно, делать поправки на время, на условия. Но смысл должен оставаться тем же: надо прививать умение трудиться, любовь к труду с младых ногтей. На территории колледжа, а это 20 гектаров, на которой более 60 зданий и сооружений, у каждого участка есть свои хозяева, группа, отвечающая за порядок и красоту».

В Марьиногорском колледже готовят агрономов, техников-механиков и техников-электриков. На дневном и заочном отделениях занимается около тысячи молодых людей.

Директор колледжа уверен, что качество подготовленных специалистов хорошее, но это не исключает необходимости усовершенствования учебного процесса.

У  КОЛЛЕДЖА в Марьиной Горке есть несколько особенностей. Во-пер­вых, у него богатая биография, с момента основания здесь сельскохозяйственной школы по указу императора Алек­сан­дра II прошел 141 год. И коллектив бережно хранит и пополняет экспозицию музея, оберегает прежние и создает новые традиции.

Во-вторых, колледж имеет соб­ственное производство. Когда в начале века сельскохозяйственные вузы и колледжи дружно избавлялись от земельных угодий, от производственных подразделений, в Марьиной Горке не стали торопиться. Да, количество земли уменьшилось. И это было резонным, потому что на учебное заведение в районе смотрели прежде всего как на совхоз, обязанный давать тонны продукции. И лишь во вторую очередь вспоминали о главной обязанности – подготовке специалистов. Теперь же здесь создана незаменимая учебная база, без которой можно было скатиться в процессе обучения до профанации. Практика в учебе занимает половину времени, а с лабораторными работами – до 70%.

В программе обучения будущих механиков, энергетиков и агрономов – освоение автомобилей, тракторов, других механизмов с получением прав на вождение.

Власти в Минской области уделяют аграрному образованию должное внимание. Ясно, что бюджет колледжа не позволит закупить современные машины, поэтому по инициативе председателя Миноблисполкома Анатолия Исаченко даны поручения изучить потребность в машинах для обучения, а затем оформить их передачу по договорам на длительное хранение. Это означает, что хозяйства поделятся своим машинным парком с учебными заведениями на тот период, когда он фактически не используется в полях.

В структуре колледжа 210 га земли, из них 64 заняты садом и плодопитомником. На пахотных землях выращиваются зерновые культуры, картофель, овощи. Будущие специалисты не только из лекций и семинаров познают технологические процессы, но и участвуют во всех операциях, от вспашки до подготовки товара к реализации.

В нынешнем году колледж планирует получить 700 тыс. BYN дохода, в прошлом было 600 тыс. Приблизительно 25% годового бюджета учебное заведение обеспечивает самостоятельно.

ОДНА из изюминок колледжа – садовое хозяйство. Оно приносит значительную часть доходов. Лет 10 назад яблони-груши занимали 5 га, сейчас – до 64 га! В прошлом сезоне, неурожайном на яблоки, в колледже собрали 250 т плодов. Что немаловажно, экологически чистых. Хороший доход дает также продажа саженцев яблонь, груш, слив, смородины, черноплодной рябины.

Здесь увлеченно занимаются садоводством. Директор сам большой знаток и приверженец садового искусства, многие сорта он испытывает в своем домашнем хозяйстве, а потом уже предлагает их для разведения в питомнике колледжа. И всегда находит возможность выступить перед учащимися со своего рода проповедью о значении сада и садоводов.

«У ваших родителей растут яблони, груши, сливы, а у ваших родных, знакомых? – спрашивает он молодых людей. – А вы умеете за ними ухаживать, обрезать, оберегать от вредителей, прививать? Это всегда пригодится, и если вы к деревьям будете относиться с любовью, то они ежегодно будут вас радовать богатым урожаем».

ОДИН из расхожих упреков в адрес аграрного образования – мол, они набирают студентов по остаточному принципу, тех, кто не смог поступить в другие вузы и колледжи.

«Мы на этот счет имеем собственную позицию: не надо стонать и стенать, надо заниматься самим набором, находить тех молодых людей, которые искренне хотят стать специалистами-­аграрниками, – рассказывает В. Устинчик. – Все начинается с набора учащихся. А эта забота у нас на первом плане круглый год. Зачисляем на первый курс одних и тут же начинаем думать, кого примем в будущем году. Установлены тесные контакты со школами области. К нам по субботам приезжают большие группы без пяти минут выпускников, заинтересовавшихся, какую профессию выбрать. У нас они имеют возможность реально окунуться в студенческую атмосферу, увидеть и услышать, чем же характерны специальности механиков, электриков и агрономов».

Результат неплох: в нынешнем году конкурс у механиков и энергетиков был 1,4 человека на место, у агрономов – 1,3.

Директор подчеркивает, что педагогический коллектив стремится привить будущим специалистам не только профессиональные навыки, но и умение учиться всему, что расширяет кругозор, обогащает эрудицию, помогает укреплять характер, оставаться верными высоким моральным принципам. И это большая работа, цель которой – сеять доброе, вечное, профессиональное.

Автор публикации: Николай АНДРЕЕВ