Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
27.03.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВТОРОЙ РАУНД БОРЬБЫ©

Указом Президента от 23.03.2015 № 135, вступившим в силу с 26.03.2015 г., в новой редакции изложена Директива Президента от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Очередной этап борьбы с бюрократизмом знаменуется новой целью — повышением качества обеспечения жизнедеятельности населения — и будет осуществляться с широким применением современных технологий.

 

бюрократии с бюрократизмом

Указом Президента от 23.03.2015 № 135, вступившим в силу с 26.03.2015 г., в новой редакции изложена Директива Президента от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Очередной этап борьбы с бюрократизмом знаменуется новой целью — повышением качества обеспечения жизнедеятельности населения — и будет осуществляться с широким применением современных технологий.

Новая цель почти вдвое удлинила название Директивы и существенно разнообразила ее содержание. Повысить качество обеспечения жизнедеятельности населения власти намерены путем перехода к новому, более высокому уровню взаимодействия государства и народа, основываясь на современном уровне развития информационных технологий и максимально используя их возможности. В отличие от прежней редакции, в новом тексте Директивы № 2 нет норм, посвященных оптимизации отчетно-статистической деятельности. Надо полагать, что в этой сфере за последние 9 лет все проблемы уже решены.

Теперь первоочередной задачей стали меры по совершенствованию работы с населением, состояние которой, как и ранее, названо одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов и организаций. В то же время многие его положения по-прежнему представляют собой набор благих пожеланий: недопущение возникновения очередей, обеспечение внимательного, доброжелательного отношения работников к гражданам и т.п. Но имеются и вполне конкретные указания. Например, руководителям республиканских органов госуправления и местных органов власти и (или) их заместителям придется проводить личный прием каждую среду с 8.00 до 13.00, прямые телефонные линии с населением — каждую субботу с 9.00 до 12.00 и выездные личные приемы не реже одного раза в квартал. Надо полагать, это приблизит начальство к народу и обеспечит право быть выслушанным любому, кто успеет прорваться в кабинеты или дозвониться со своими проблемами в установленные часы.

С другой стороны, государство позаботится о личном графике каждого из нас. Директивой вводится запрет на необоснованный вызов граждан в суды, органы прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, КГК, налоговые, таможенные и иные госорганы, а также их нахождение в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени.

В очередной раз декларируется, что при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, должно соблюдаться законодательство. Не допускается произвольное толкование его норм при применении (в старой редакции заодно запрещалась и «отсебятина»), а в случае неясности или нечеткости предписаний — решения должны приниматься, исходя из максимального учета интересов граждан. Любопытно, что в Директиве № 4 предписано, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие госорганы и иные госорганизации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Видимо, бизнес требует больше конкретики, чем приватная сфера, где чаяния граждан можно лишь «максимально учесть».

ЗНАЧИТЕЛЬНО усовершенствовать планируется порядок осуществления административных процедур. В частности, госорганам запрещается требовать от лиц, обратившихся за их осуществлением, документы и сведения, не предусмотренные законодательством. Нарушение этого запрета, а также неправомерный отказ в принятии заявлений, в т.ч. в связи с временным отсутствием соответствующего работника, будет считаться грубым нарушение должностных обязанностей, за которым, как известно, может последовать увольнение с занимаемой должности. Впрочем, в случае надобности ничто не помешает чиновникам узаконить любое расширение требуемых документов и сведений — это дело техники.

Руководителям госорганов предписано обеспечить надлежащую организацию мест приема граждан в госорганах, осуществляющих административные процедуры, включая обеспечение достаточным количеством сидячих мест для посетителей и парковочных мест для транспорта, питьевой водой, иными удобствами, формирование безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Совмину совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом даны 2 месяца, чтобы разработать и утвердить инструкции по совершению сложных и многоступенчатых процедур, обеспечив четкий и максимально необременительный механизм их осуществления, установить сроки их выполнения, исключить надуманные и необоснованно затратные требования, минимизировать число административных процедур, для осуществления которых гражданам необходимо лично посещать Минск либо областные центры. В свою очередь, облисполкомы и Мингорисполком должны исключить необходимость неоднократного посещения гражданами различных подразделений местного органа власти (подчиненных организаций) для подачи заявлений об осуществлении административных процедур. Прием таких заявлений и предоставление необходимых консультаций должны осуществляться в одном месте.

Еще один раздел новой редакции Директивы № 2 посвящен информатизации в сфере работы с гражданами и организациями. В частности, до 1.01.2017 г. предусмотрено создание и внедрение информационных ресурсов, позволяющих проводить идентификацию граждан в процессе осуществления административных процедур в электронном виде, а также организация возможности их совершения в электронном виде, начиная от дистанционной подачи заявлений и заканчивая получением результатов в виде электронного документа.

Указ № 135 декларирует полномасштабный переход госорганов к электронному документообороту, поэтапное оснащение госорганов системами аудио- и видеозаписи в целях контроля за корректностью приема граждан. Полезным новшеством станет требование о постоянной актуализации сведений, содержащихся на сайтах госорганов и подчиненных организаций, что должно исключить противоречивую и неактуальную информацию, а также расширить практику общественного обсуждения на таких сайтах наиболее значимых проектов нормативных правовых актов. Заметим, что эти требования в общих чертах уже установлены Указом от 1.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» и постановлением Совмина от 29.04.2010 № 645, но выполняются далеко не всегда и не в полном объеме.

Совмину поручено разработать и внедрить систему рейтинговой оценки гражданами эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, качества осуществления административных процедур путем анкетирования, проведения опросов в интернете и т.п. В свою очередь, генпрокуратура будет осуществлять постоянный мониторинг обращений, содержащих критику работы правоохранительных органов, в т.ч. размещенных в СМИ и интернете, с привлечением виновных должностных лиц к ответственности в случае выявления нарушений. Кстати, контроль за исполнением новой редакции Директивы № 2 возложен теперь на Администрацию Президента, а не на Совмин с КГК, как было ранее. Впрочем, еще никому не удавалось достичь значительных успехов в дебюрократизации исключительно силами самих же чиновников, сколько бы им не предписывалось быть внимательными, вежливыми, заботливыми и продвинутыми в использовании интернета.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений