Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
07.10.2011 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВСТРЕЧА НА ПЛАТФОРМЕ

На расширенном заседании Президиума Совета Министров с участием представителей белорусских деловых кругов 4 октября были рассмотрены вопросы реализации предложений Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2011. Изложенные в ней пути реформирования делового климата страны могут помочь не только преодолеть нынешние временные трудности, но и заложить крепкий фундамент на перспективу.

На расширенном заседании Президиума Совета Министров с участием представителей белорусских деловых кругов 4 октября были рассмотрены вопросы реализации предложений Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2011. Изложенные в ней пути реформирования делового климата страны могут помочь не только преодолеть нынешние временные трудности, но и заложить крепкий фундамент на перспективу.

Правительство ждет конструктивных предложений от бизнеса, заявил на заседании премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, чтобы в 2012 год войти со сформированным пакетом нормативных правовых актов прямого действия. Он выразил надежду, что сегодняшняя встреча будет конструктивной и взаимовыгодной. Базовые документы для этого есть, они реализуются, несмотря на сложную ситуацию, сказал премьер-министр.

Формат встречи, как отметил в своем выступлении министр экономики Николай Снопков, служит свидетельством диалога государства и бизнеса, необходимость которого декларируется Директивой № 4.

Впрочем, в реальности для встречи есть более веский повод. Власти постепенно осознают нежизнеспособность экономической модели, построенной на административно-командных принципах и ориентированной на рост ВВП и ряд других формальных показателей. «До сих пор Беларусь развивалась на основе мощного промышленного сектора, который поддерживал высокие темпы экономического роста в стране, создавал высокий уровень занятости при соответственно низком уровне безработицы. Мы не стремились увеличивать частный сектор экономики, т.к. в принципе в этом не было необходимости для высоких темпов экономического роста, — признал глава Минэкономики. — В итоге мы отстали от стран-партнеров по уровню вклада частного сектора в ВВП».

Действительно, в государствах СНГ, не говоря уже о Евросоюзе, доминирующая роль в экономическом прогрессе принадлежит негосударственным компаниям. По данным Европейского банка реконструкции и развития, в Беларуси удельный вес частного сектора в формировании ВВП составляет около 30%, а у остальных постсоветских стран — более 50%, отметил Н.Снопков. Возможен ли у нас такой переход? «На данный момент мы пришли к тому, что существующая экономическая модель требует своего пересмотра с позиций поиска, усиливающего факторы экономического роста. На текущей стадии развития нашей страны очевидно, что крупный промышленный сектор является платформой, стержнем экономики. Однако единственно возможным мощным двигателем формирования устойчивого экономического роста является частный сектор, а именно малое и среднее предпринимательство», — признал Н.Снопков.

На первый взгляд, предпосылки к этому имеются. Число малых и средних предприятий неуклонно растет (см. «ЭГ» № 73, с. 2), как и их доля в ВВП и внешней торговле («ЭГ» № 36, с. 4). А вот доля доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме доходов населения почему-то снизилась по итогам 7 месяцев 2011 г. до 11,8% по сравнению с 12,6% годом ранее.

Может, все дело в состоянии отечественной бизнес-среды? Для ее улучшения в последние годы сделано немало. Упрощены правила регистрации и ликвидации предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности и усовершенствован порядок получения лицензий, уменьшилось вмешательство государства в вопросы ценообразования и оплаты труда. Несколько хуже обстоит дело с налоговой системой. Представители бизнес-союзов обращают внимание, что ставки налогов у нас значительно выше, чем, скажем, у партнеров по Таможенному союзу. Налоговая нагрузка на бизнес в нашей стране является чрезмерной, заявил, выступая на заседании, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Снизив ее, государство не будет в убытке, подчеркнул он, поскольку улучшится собираемость налогов, расширится база налогообложения за счет появления новых субъектов хозяйствования.

Между тем чиновники не видят особых проблем в этой сфере. В министерствах полагают, что, несмотря на различия в ставках, в Беларуси взимаются налоги, аналогичные применяемым в странах СНГ и Таможенного союза, а механизмы их взимания по своим основным элементам (сроки уплаты, налоговая база, льготы) в основном унифицированы. При этом в Беларуси по всем анализируемым налогам установлены ежеквартальные сроки уплаты, в то время как в России и Казахстане налог на прибыль уплачивается ежемесячно. Кроме того, у нас применяется широкий перечень налоговых льгот, специальные режимы налогообложения, направленные на создание благоприятных условий деятельности в различных сферах, практически с полным освобождением от основных налогов (ПВТ, СЭЗы, бизнес в сельской местности и малых городах и т.п.). Таким образом, по мнению МНС и Минфина, налоговая система не оказывает негативного влияния на условия ведения бизнеса в Беларуси и по многим своим параметрам содержит более преференциальные режимы для субъектов хозяйствования, чем у соседей. А если мы реализуем планы по постепенному снижению ставок налога на прибыль и НДС, тарифов на социальное страхование, введем механизм переноса убытков на будущие периоды, усовершенствуем налогообложение холдингов и администрирование, то достигнем полной гармонии в фискальной сфере, уверяют чиновники. Остается дождаться, когда это произойдет.

Министр также подчеркнул необходимость проведения дебюрократизации для создания долгосрочного экономического роста. “Ничто так не разрушает бизнес, как бюрократия и сложная система ее прохождения”, — сказан он. По мнению Снопкова, вмешательство госорганов в хозяйственную деятельность предприятий должно быть минимальным. “Предприниматели должны 10% времени тратить на администрирование своего бизнеса, а 90% — на главную цель предпринимательской деятельности — систематическое извлечение прибыли”, — сказал министр.

Видимо в 10-процентный лимит нужно уложить и такие занятия, как объяснения с проверяющими, подготовку различной отчетности и справок для госорганов и т.п.

Главный вопрос

Не устраивают предпринимателей и вопросы распределения собственности. Приватизация в республике по-прежнему идет вяло. В других постсоветских странах государство давно передало в частные руки значительную часть активов, в т.ч. не только предприятия и недвижимость, но и землю. Собственно и цель-то приватизации там состояла не столько в пополнении государственной казны, сколько в создании класса собственников, что, несмотря на перегибы и злоупотребления в основном удалось.

Гораздо шире в других странах СНГ, по сравнению с нашей страной, и набор способов приватизации. Из них белорусских бизнесменов особенно привлекает возможность аренды недвижимости с правом выкупа. По их мнению, именно отсутствие собственных производственных и складских помещений сдерживает развитие частного предпринимательства, не дает развернуть производство и привлекать инвестиции. Сегодня правительство, по словам директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александра Груздова, поддерживает инициативу бизнес-союзов о передаче в собственность частным малым и средним предприятиям арендуемых площадей. Правда, и здесь скорых перемен ожидать не стоит. «Завтра и огульно» раздача арендованных площадей не планируется — этот процесс будет идти «спокойно, продуманно», пояснил глава департамента. Он также отметил, что проблема арендаторов актуальна и потому, что “малая приватизация как таковая фактически не работает, заморожена”. Действительно, начавшись в 1992 г., это движение было практически свернуто в 1996-м. Остается лишь гадать, не «замерзнет» ли и процесс наделения малого бизнеса недвижимостью, пока власти будут осторожничать.

Именно в таком, замороженном виде остается, к слову, проблема запрета найма индивидуальными предпринимателями работников, не являющихся членами их семей. Несмотря на призывы бизнес-союзов, изменение одиозного Указа от № 760, которым была введена 5 лет назад эта норма, не значится ни в Директиве № 4, ни в плане мероприятий по ее реализации. Правда, В.Карягин по-прежнему надеется, что глава государства услышит чаяния предпринимателей по этому поводу.

Равенство для прочих

По словам Н.Снопкова, задача правительства “обеспечить равный доступ субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, к аренде, кредитным ресурсам, оказанию услуг, поставкам продукции”. Тем более, что, как показывает практика, госсектор не доминирует в этом вопросе. “Необходимо исключить деление предприятий на государственные или негосударственные, ведь все без исключения участвуют в формировании ВВП, экономического роста страны. Ведь если нынче на это взглянуть с точки зрения экономической эффективности и создания добавленной стоимости, производительности труда, то госсектор далеко не является лидером”, — заметил министр.

Его слова должны стать бальзамом на наболевшую рану частного предпринимательства, постоянно жалующегося на дискриминацию. Впрочем, равенство может проявиться сегодня не столько в доступности, сколько в «равноудаленности» некоторых ресурсов. Например, кредитных, которые, при нынешних ставках, не под силу многим как государственным, так и частным компаниям.

Столь же сложным является вопрос валютного регулирования. Во всех странах СНГ, кроме Беларуси, в настоящее время установлен плавающий обменный курс. При этом в Армении власти не вмешиваются в его формирование, а в остальных странах СНГ используется различная степень его регулирования. В РФ и Армении разрешено свободное открытие счетов резидентов в иностранных банках. У наших партнеров по Таможенному союзу, в отличие от Беларуси не предусмотрена обязательная продажа субъектами хозяйствования валютной выручки. Однако ситуация на валютном рынке республики пока не позволяет сделать аналогичные шаги. Наоборот, девальвация болезненно отразилась на многих частных компаниях. Впрочем, власти видят здесь и позитивный момент. Так, по словам премьер-министра, «в связи с коррекцией обменного курса закрылись некоторые фирмы-посредники, чистые импортеры».

«Основной месседж выступлений министров экономики, финансов и премьера: «Бизнес — это тот конек, который может вывести нас из кризиса», — оценил итоги заседания председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.М.С. Кунявского Георгий Бадей. Действительно, похоже, что правительство видит сегодня в частном бизнесе ресурс, способный помочь в достижении заданных на пятилетку прогнозных показателей. Собственно, их и на текущий год, несмотря на кардинальное изменение обстановки в экономике, никто не отменял. Но кое-что будет иным. Премьер-министр заявил, что в 2012 г. предполагается проводить жесткую валютно-финансовую, бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Поэтому господдержку, в первую очередь, получат экспортоориентированные и работающие на импортозамещение субъекты хозяйствования. Режим наибольшего благоприятствования также планируется предоставлять, прежде всего, тем предпринимателям, которые участвуют в создании и развитии высокотехнологичных производств в биологическом, химическом, информационно-коммуникационном, электронно-оптическом секторах экономики, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью. Кстати, на заседании было объявлено, что в Администрации Президента готовятся рассмотреть пакет новых форм господдержки, равный доступ к которым могут получить субъекты хозяйствования всех форм собственности на конкурсной основе. Правда пока неизвестно, каковы будут условия таких конкурсов, и ожидать ли отмены таких норм, как конвертация суммы господдержки в долю государства в уставном фонде поддерживаемой компании.

Но лучшей поддержкой бизнеса со стороны государства, по мнению Г.Бадея, стало бы создание равных условий доступа для субъектов хозяйствования всех форм собственности и неукоснительное соблюдение положений Директивы № 4, которая сейчас выполняется «не так, как хотелось бы».

Таким образом, у правительства и представителей деловых кругов остается много вопросов, по которым нужно достичь взаимопонимания. Как и когда это будет сделано — неизвестно. Дискуссия участников заседания проводилась за закрытыми дверями. По ее окончании были высказаны разные мнения. Так, председатель МСППиР В.Карягин удовлетворен тем, что “во время встречи был обозначен вектор на развитие конструктивного диалога бизнеса и власти”. По его словам, в правительстве есть понимание того, чтобы “первое в истории независимой Беларуси заседание президиума Совмина в таком формате”, как выразился Н.Снопков, не стало последним. Некоторые другие предприниматели настроены не столь оптимистично. Помимо слов, которые приятно услышать, им хочется увидеть конкретные действия, способные улучшить развитие своего бизнеса.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений