Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
МЭО
25.02.2022 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №15 (2512) от 25.02.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Всемирный банк: развитие экономики невозможно без реформы законов о банкротстве

Фото: Andrew Harnik / AP

Всемирный банк (ВБ) дал рекомендации странам по восстановлению их национальных экономик после пандемии коронавируса, в т.ч. в части совершенствования законодательства о банкротстве.

Движение сразу в четырех направлениях

В новом докладе о мировом развитии, который выпущен в начале 2022 г., эксперты международной финансовой организации изучили взаимосвязанные экономические риски, с которыми домохозяйства, предприятия, финансовые организации и правительства по всему миру сталкиваются вследствие кризиса, вызванного COVID-19. При этом саму пандемию коронавирусной инфекции ВБ называет «возможно, крупнейшим потрясением для мировой экономики за более чем сто лет».

Следствием экономического кри­зиса, вызванного пандемией COVID-19, стали беспрецедентные финансовые риски. Как отмечает ВБ, эти риски вынуждают правительства, регуляторные органы и финансовые учреждения принимать в краткосрочной перспективе стабилизационные меры, а в более долгосрочной – предпринимать структурные изменения, чтобы встать на путь восстановления национальных экономик.

Для того чтобы успешно двигаться вперед по этому пути, полагают эксперты ВБ, необходимо предпринимать своевременные действия по четырем стратегическим направлениям. Это регулирование кризисных ситуаций с задолженностью, обеспечение постоянного доступа к финансированию и управление суверенным долгом.

Еще одно важное направление – совершенствование законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). И здесь эксперты ВБ также дали несколько предметных рекомендаций.

Ресурсы нельзя отдавать «живым мертвецам»

Как отмечается в докладе, без укрепления институционального потенциала в сфере урегулирования банкротства в принципе невозможно восстановление экономики.

Прежде всего, если домохозяйства, организации и бизнес имеют большие долги, это негативно сказывается на потреблении, инвестициях и создании новых рабочих мест.

Кроме того, чем дольше улаживаются дела о банкротстве, тем больше теряют кредиторы. В свою очередь, эти потери ведут к ограничению доступа к кредитам в стране и росту их стоимости.

Наконец, чем дольше длятся процедуры банкротства, тем дольше поглощают ресурсы компании, которые обременены долгами (ВБ называет их «зомби»). Тогда как эти ресурсы могли бы помочь восстановлению экономики, если бы их перенаправили более эффективным субъектам хозяйствования.

Все правовые механизмы должны быть отлажены

После того как окончится кризис, вызванный коронавирусом, темпы восстановления национальных экономик будут зависеть в т.ч. от доступности и эффективности систем регулирования банкротства.

В докладе ВБ предложены несколько реформ в этой сфере. Прежде всего, эксперты ВБ рекомендуют странам укреплять правовые механизмы процедуры банкротства.

Отлаженная система должна в первую очередь стимулировать кредиторов и должников сотрудничать в процессе урегулирования дела и во внесудебном порядке, и в суде. Она также должна включать правила очередности удовлетворения требований кредиторов и процедуры своевременного урегулирования дела. Благодаря последнему компоненту складывается качественная обратная связь, которая стимулирует все стороны заниматься урегулированием дела без участия суда.

Эксперты ВБ также отмечают, что юристам и судьям необходим профессионализм, опытность в знании и использовании всех тонкостей законов о банкротстве.

Особое внимание государства должны уделить выявлению должников, которые оказались в сложном экономическом положении, именно на раннем этапа, пока их финансовые трудности не привели к банкротству.

Чем хорош альтернативный вариант

Вторая реформа, предлагаемая аналитиками ВБ в части совершенствования законов о банкротстве, направлена на то, чтобы задействовать процедуру альтернативного урегулирования споров.

В этом процессе кредиторы и должники общаются друг с другом напрямую, возможно участие посредников и судов. Вынесенные при этом решения обязательны для исполнения. Немаловажно и то, что участникам процесса гарантирована конфиденциальность.

В докладе ВБ отмечается, что во время альтернативного урегулирования споров крайне важно содействие кредиторов. Поскольку если они не желают уступать, то дело не решится.

В качестве одного из способов решения проблем, связанных с получением согласия кредиторов, специалисты предлагают разработать и внедрить правовые механизмы, которые не позволят миноритарным кредиторам препятствовать достижению соглашения о реструктуризации долгов.

С заботой об МСП и репутации экс-должников

Третья реформа призвана обеспечить доступность процедур банкротства для малых и средних предприятий (МСП).

В докладе акцентируется внимание на том, что МСП имеют меньше капиталов, чем крупные предприятия, тогда как от пандемии они пострадали в большей степени.

При этом из-за ограниченных ресурсов МСП зачастую не могут разобраться в сложных и дорогих процедурах банкротства и задействовать их.

Для того чтобы национальные системы признания несостоятельности отвечали потребностям МСП, прежде всего, следует:

– повысить результативность реструктуризации долгов жизнеспособных компаний за счет упрощения законов о банкротстве;

– позволить должникам не терять контроль над своими предприятиями (в ситуациях, когда это не приводит к злоупотреблениям);

– открыть доступ МСП к новым финансовым ресурсам;

– разрешить МСП использовать не только судебные, но и досудебные процедуры банкротства для уменьшения их затрат.

И наконец, четвертая реформа в деле совершенствования законов о банкротстве, которую предлагает ВБ, должна содействовать внедрению практики списания долгов и обеспечить долгосрочную защиту репутации бывших должников.

В частности, эксперты ВБ напоминают правительствам, что многие кредитоспособные в прошлом бизнесы оказались в бедственном положении не по своей вине, а из-за пандемии COVID-19, поэтому им должна быть в т.ч. предоставлена возможность начать деятельность «с чистого листа».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by