Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
26.06.2013 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПРОГНОЗА©

Разработанная в Минэкономики краткая концепция прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год и основных параметров до 2016 года предполагает весьма значительный рост основных показателей. Чтобы их достичь, преодолевая все внешние и внутренние трудности, власти готовы заменить доведение целевых плановых показателей нормативным планированием, «принуждающим» предприятия к инвестициям и инновациям.

Разработанная в Минэкономики краткая концепция прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год и основных параметров до 2016 года предполагает весьма значительный рост основных показателей. Чтобы их достичь, преодолевая все внешние и внутренние трудности, власти готовы заменить доведение целевых плановых показателей нормативным планированием, «принуждающим» предприятия к инвестициям и инновациям.

Итоги 2012 г. и первых месяцев текущего не дают повода для оптимизма. Отставание развития экономики в январе–апреле от прогноза авторы концепции объясняют сужением основных экспортных рынков из-за рецессии в Евросоюзе и замедления роста экономики России, снижением объемов поставок российского сырья для нефтепереработки и химического производства. При этом расширение внутреннего спроса (наращивание инвестиций в основной капитал и рост розничного товарооборота вследствие увеличения доходов населения) не радует, ибо сопровождается существенным ростом импорта. Внутренними причинами называются медленные темпы технологического обновления производств и создания новых высокопроизводительных рабочих мест; отсутствие действенных инструментов мотивации руководителей к модернизации, слабые механизмы стимулирования инноваций, высокая затратность экономики и энергоемкость ВВП, а также дороговизна кредитных ресурсов. Так, реальная средняя ставка по кредитам в национальной валюте для юридических лиц в I квартале 2013 г. составила 19,9% годовых, что значительно выше, чем в России (3,6%) и Украине (14,5%), и это мешает использовать кредиты как источник пополнения оборотных средств и инвестиций в основной капитал.

В итоге ожидается, что ВВП в республике к концу 2013 г. вырастет лишь на 4,6% вместо запланированных 8,5%, причем в ряде ключевых отраслей промышленности произойдет спад производства, экспорт товаров по сравнению с 2012 г. уменьшится на 9,8 п.п. при росте импорта на 0,1 п.п., а отлрицательное сальдо внешней торговли достигнет –4 млрд. USD. Наметившийся рост экспорта услуг не сможет покрыть эти потери, а потому сальдо внешней торговли товарами и услугами составит –1,2 млрд. USD против +2,9 млрд. в 2012-м. Вдвое ниже целевого параметра будет рост ВДС в сельском хозяйстве, транспорте и связи и оптовой торговле. Надеяться можно только на строительство, где ускорение роста объемов позволит обеспечить 8% прироста ВДС, и сферу услуг (6%) благодаря увеличению денежных доходов населения на 9,5%.

Наверстать накапливающееся уже третий год отставание роста экономики от пятилетнего плана власти надеются в 2014-2015 годах: согласно концепции в 2014 г. ВВП должен вырасти на 9,8% (в т.ч. за счет внешнего спроса на 5,8%, а внутреннего – на 3,8%) в 2015-м – на 12,7% (7 и 5,7%), а в 2016-м – на 10% (5,9 и 4.,1% соответственно). Остается выбрать подходящие варианты развития. На следующий год их подготовлено три:: пессимистичный, консервативный, предложенный для формирования проекта бюджета, и программный, на который должно ориентироваться правительство при выполнении параметров программы социально-экономического развития до 2015 года.

Обыкновенное чудо

Достичь прогноза можно за счет увеличения внешнего спроса либо внутреннего. Первый вариант без ухудшения внешнеторгового сальдо, предусматривает рост экспорта товаров и услуг на 11,6 п.п. по сравнению с текущим годом при снижении импортоемкости на 1 п.п. Это значит, что потребуется дополнительно увеличить экспорт товаров почти на 4,6 млрд. USD (на 11,2 п.п.), в т.ч. неэнергетических и конъюнктурных -- на 4,1 млрд. (17,5 п.п.), прочих — на 0,8 млрд. (20,1 п.п.) при снижении экспорта энергетических товаров на 350,3 млн. USD (2,6 п.п.). Особый вклад в экспорт должны внести продажи калийных удобрений (на 2,9 млрд. USD), черных металлов (1,3 млрд.), легковых автомобилей (0,875 млрд.), растворителей (13,4 млн. USD). По-видимому, предполагается что рынки первых и вторых, ныне пребывающие в сложном положении, экстренно улучшится, сборка китайких авто достигнет приличных масштабов, а растворители перестанут вызывать тягостные воспоминания о былых “подвигах”.

Базовым фактором роста экономики должен стать рост экспорт в Россию (на 1,8 - 3,1 млрд.USD) и ЕС (на 63 - 238 млн. USD), поиск рынков сбыта в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. При этом обеспечить внешнюю и внутреннюю сбалансированность предполагается за счет покрытия импорта, необходимого для формирования внутреннего и внешнего спроса, экспортом. Сальдо внешней торговли товарами и услугами прогнозируется на уровне -1,8 млрд. USD (2,3% ВВП).

Напомним, что сегодня даже самые заядлые оптимисты не рискуют надеяться на рост мировой экономики вообще и стран ЕС и БРИКС (включая Россию) в частности в ближайшие 2-3 года. Напротив, судя по аналитике и вестям с рынков. речь может идти о годах стагнации и рецессии. По-видимому, знают это и разработчики концепции, признавая, что шансов на увеличение экспорта по варианту № 1 практически нет. Остается другой вариант: уповать на внутренний спрос, чтобы не допустить сокращения роста экономики до 5,3%. Но этот путь требует значительного повышения импорта, что, в свою очередь, приведет к более чем двукратному увеличению отрицательного сальдо внешней торговли: до -4,3 млрд. USD.

В придачу, при втором варианте внешний госдолг вырастет на 3,5 млрд. USD, а его рефинансирование возможно лишь на 2,5 млрд. USD. Оставшийся разрыв придется покрывать за счет внешних заимствований, причем вероятны также уменьшение золотовалютных резервов и вынужденная продажа высоколиквидных активов, перекредитование экономики за счет эмиссионных ресурсов с целью поддержания роста. Все это грозит очередным витком инфляции и девальвацией рубля. К тому же возникает риск роста товарных запасов на складах из-за стагнации внешних рынков или ввода а РФ ограничений или запретов на экспорт отдельных белорусских товаров, в основном – продовольствия (надо полагать, создание ЕЭП от этого нас не защитит). Тем не менее, наши власти готовы на такой риск: внешнюю сбалансированность экономики предлагается обеспечить путем направления 65% промышленной продукции на экспорт.

Рост реального курса белорусского рубля к доллару США и российскому рублю (в I квартале т.г. на 15,5% и 10,2% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, к российскому рублю - на 10,2%) снижает доходность и конкурентоспособность отечественного экспорта и увеличивает рост импорта. Однако ввязываться в валютные войны, памятуя о печальном опыте 2011 года, власти не намерены: согласно концепции средневзвешенный обменный курс долларав текущем году не должен превысить 8950 USD/Br, в 2014-м – 9500, в 2015-м – 9800, а в 2016-м – 10 000 USD/Br. Так что бурной девальвации, предрекаемой иными «аналитиками», не ожидается.

Тень или все обойдется

Помимо экспорта, базовыми факторами роста должны стать обеспечение макроэкономической (внутренней и внешней) сбалансированности и стабильности, формирование институциональной среды, обеспечивающей повышение эффективности государственного управления в целом и госсобственности, в частности, внедрение стандартов корпоративного управления, укрепление института частной собственности, развитие частного предпринимательства на основе улучшения бизнес-среды, соответствующей мировым лидерам рейтинга Doing Business, повышение эффективности финансовой системы, предполагающее распределение финансовых ресурсов на основе конкурсности, развития рынка ценных бумаг, привлечения иностранных финансовых капиталов, -развитие рынка индивидуального жилья, а также изменение структуры профессиональной подготовки кадров, повышение качества образования.

Согласно концепции для развития экономики в 2014 г. потребуется 239,6 трлн. Br инвестиций в основной капитал (32,2% ВВП). Их основными источниками должны стать внутренние средства (87%), в т.ч. собственные средства предприятий (39%). Внешние источники составят около 13%.

Большую часть инвестиций (60,6%) предстоит направить на модернизацию производств и создание 165 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. В результате модернизации производительность труда в расчете на одного занятого в целом по экономике должна увеличиться до 53 тыс. USD в 2014 г. до 60 тыс. в 2015-м. Интересно, что одновременно признается, что численность занятых в экономике сократится с 4515 тыс. человек в текущем году до 4430 тыс. в 2014-м и 4335 тыс. в 2016-м. Таким образом, страна за 3 года потеряет больше работников, чем будет создано новых высокопроизводительных рабочих мест. Планируется модернизировать и традиционное производство (технологическое обновление около 104 тыс. рабочих мест). Ради этого авторы концепции готовы пойти на продажу национальным и иностранным инвесторам около 800 неэффективно работающих организаций, вклад которых в общий объем производства составляет лишь около 2% (интересно, что слово «приватизация» в концепции тщательно обходится). Ускорить модернизацию инфраструктурных секторов экономики власти надеются путем реализации инвестпроектов на принципах государственно-частного партнерства. Кроме того, предлагается повысить эффективность госуправления путем принятия Концепции государственной отраслевой политики, предусматривающей разделение функции собственника и регулятора в лице одного республиканского госоргана посредством передачи функций по управлению государственными активами национальному агентству профессиональных управляющих. Заметим, что этот орган тоже будет государственным и подчиненным высшим органам исполнительной власти, а потому очередная «реформа» контроль государства в экономике не снизит.

Убить дракона

Главным двигателем модернизации должна стать новая идеология управления экономикой: предлагается отказаться от целевых плановых показателей, доводимых предприятиям, в пользу нормативного планирования, ориентированного на стимулирование модернизации и производительности. Чтобы «принудить» организации с долей государства к к ускоренному технологическому обновлению за счет собственных средств, им будут устанавливаться обязательные для исполнения нормативы направления прибыли на инвестиции, а заодно и на выплату дивидендов – «обеспечивающие интересы государства и инвесторов в получении доходов с вложенного капитала».

Нормированием предстоит победить и «третью голову» дракона, нарушающего макроэкономическую сбалансированность в республике: разрыв между ростом реальной зарплаты и производительности труда.

С одной стороны, в концепции говорится, что средняя зарплата в стране должна достичь в 2014 г. 685 USD, в т.ч. в промышленности –743 USD, а в бюджетном секторе — до 500. Однако это возможно только при опережающем росте зарплаты (115,2%) по сравнению с производительностью труда (111,7%), а такой перекос требует «связывания» доходов населения посредством повышения тарифов на услуги ЖКХ и транспорт, стимулирования к сбережениям; привлечения средств в строительство индивидуального жилья, развития фондового рынка. Кроме того, потребуется осуществление кредитной эмиссии, адекватной росту реального предложения товаров и услуг на рынке. Но главным «оружием» станет установление норматива прироста зарплаты на единицу прироста производительности труда, рассчитываемой по добавленной стоимости. В случае превышения норматива придется уплатить дополнительный налог с превышенной суммы по ставке налога с прибыли Чтобы норматив не реализовывался только за счет сокращения численности, возможно введение ограничения на уровень сокращения занятости. Таким путем чиновники надеются стимулировать рост текущего производства, снижение материалоемкости, рост производительности труда, обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском и валютном рынках, а также содействовать созданию условий для формирования фондов развития предприятий (непроедания доходов). Прием не слишком оригинальный: он весьма напоминает существовавший в 1993 году 30-процентный дополнительный налог на прибыль с превышения нормируемой величины средств на оплату труда (составлявшей 5 «минималок» на работника), призванный бороться с излишними выплатами. 20 лет спустя аналогичным путем попытаются ограничить увеличение зарплат, если производительности труда не будет увеличиваться.

Такими методами планируется обеспечить рост производительности труда (по ВВП) в 2014 г. на 11,7% (т.е. вдвое больше, чем удастся получить в текущем году), а реальной зарплаты – на 15,2% (номинальной – 6510 тыс.Br), в 2015-м — 13,9% и 13% (7860 тыс.), в 2016-м — 11,3% и 12% (9252 тыс.Br) cоответственно.

Итак, концепция отражаент неизменность и противоречие главной стратегической линии: сохранение действующей социально-экономической модели требует непрерывного и довольно высокого роста экономики, которому мешает административно командная суть этой модели. Остается менять местами слагаемые в надежде на изменение суммы.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений