Водные ресурсы в сельском хозяйстве возьмут в тиски экологии
Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата, утв. постановлением Совмина от 22.02.2022 № 91, рассчитана на период до 2030 г. и включает план мероприятий из 41 пункта.
Документ разработан в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утв. Указом от 29.07.2021 № 292.
Страна большой и чистой воды
На территории Беларуси насчитывается более 20 тыс. водотоков общей протяженностью свыше 91 тыс. км и 10 тыс. озер, в которых имеется 9 куб. км воды. Показатель обеспеченности водными ресурсами составляет 6,2 тыс. куб. м воды в год на душу населения. Это среднеевропейский уровень, причем данный показатель в Беларуси значительно выше, чем в Польше и Украине.
Оценка и освоение водных ресурсов рассматриваются в Стратегии прежде всего с учетом охраны окружающей среды и изменения климата. Так, за последние 5 лет наблюдается тенденция к улучшению экологического состояния поверхностных водных объектов (ПВО). Хороший и выше экологический статус в настоящее время присвоен 72% этих объектов. Как ожидается, в результате выполнения Стратегии доля ПВО с этим статусом должна составить не менее 75% к 2025 г., 85% – к 2030 г.
Добывать воды стали немного меньше
В 2020 г. изъятие поверхностных вод и добыча подземных вод в Беларуси составили 1326 млн куб. м, в т.ч. из ПВО – 529 млн куб. м, из подземных вод – 797 млн куб. м.
Что важно, в последние 5 лет водопользование в республике снижается. Так, объем добычи (изъятия) данного ресурса сократился почти на 9%, в т.ч. подземных вод – на 3%.
Больше всего воды, как отмечается в Стратегии, добывается в Минской области за счет деятельности «Минскводоканала», «Беларуськалия», а также рыбхозов в Вилейском, Минском и Солигорском районах. В целом на нужды рыбоводства в 2020 г. использовано 259 млн куб. м воды.
Сброс некоторых вод должен «вылиться» в ноль
В Стратегии также анализируется сброс сточных вод в окружающую среду. В нашей стране 90% от общего объема такого сброса осуществляется в ПВО. За последние 5 лет этот показатель снизился на 1,3% и теперь составляет 1034,5 млн куб. м.
В структуре сточных вод наибольший объем занимают нормативно очищенные сточные воды – 692,5 млн куб. м (67% от общего объема).
Сброс недостаточно очищенных сточных вод в ПВО в 2020 г. составил 2,7 млн куб. м, или 0,3% от общего объема. За последние 5 лет показатель сократился на 58%.
Как ожидается, в результате выполнения Стратегии индекс сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты (к уровню 2015 г.) должен составить к 2025 г. не более 30%, а к 2030 г. и вовсе достичь нулевого показателя.
Главная беда – фермы загрязняют воды
Нужды сельского хозяйства являются второй по значимости целью водопользования в нашей стране. На нее в 2020 г. приходилось 32% от общего объема используемой воды, или 379 млн куб. м.
Анализ ситуации показывает, что за последние 5 лет объемы водопотребления и водоотведения в сельском хозяйстве сократились – на 14% и 5% соответственно.
Наряду с положительной тенденцией водопользования в сельском хозяйстве здесь есть ряд проблем. Так, земли сельхозназначения выступают главным источником загрязнения ПВО из числа рассредоточенных. Авторы Стратегии предлагают изучить международный опыт методов расчета поступления загрязняющих веществ в ПВО от рассредоточенных источников загрязнения и адаптировать его к национальному законодательству.
Кроме того, ПВО загрязняются в результате ненадлежащей эксплуатации систем навозоудаления и навозохранения на животноводческих комплексах и фермах. Такие системы и образующиеся от них сточные воды загрязняют как поверхностные, так и подземные воды «по причине физического износа этих систем и нарушения технологий хранения навоза», отмечается в Стратегии.
При этом сброс сточных вод в окружающую среду от объектов сельского хозяйства в 2020 г. составил почти 215 млн куб. м. Из них 0,072 млн куб. м являются недостаточно очищенными сточными водами, которые образуются в результате ведения животноводства и птицеводства.
Помимо этого, по результатам проведенных в 2020 г. обследований гидротехнических сооружений и устройств, которые возведены на реках и ручьях для регулирования водных потоков, в т.ч. в составе мелиоративных систем, установлены факты ненадлежащей их эксплуатации. Негативные прецеденты приводят к ухудшению состояния ПВО, поэтому необходимо повысить эффективность контроля в данной области.
Организации АПК получат новые нормативы и ставки налогов
Для того, чтобы решить проблемы водных ресурсов, имеющиеся в т.ч. в сфере сельского хозяйства, государство намерено прежде всего изменить нормативное правовое регулирование.
С этой целью будут разработаны концепция по совершенствованию законодательства об охране и использовании вод в условиях изменяющегося климата (в 2022–2023 гг.) и требования к размещению и эксплуатации животноводческих комплексов и ферм (в 2025 г.), а также комплексно переработан Водный кодекс (в 2024–2025 гг.).
Кроме того, уже в 2022 г. ряд министерств займется разработкой механизмов экономического стимулирования сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод. Также будет прорабатываться вопрос об установлении ставок экологического налога за сброс сточных вод исходя из массы загрязняющих веществ в составе таких вод.
В соответствии со Стратегией в текущем году Минприроды приступит к разработке методических подходов для расчета возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате сброса сточных вод, которые образуются от рассредоточенных источников загрязнения ПВО, а также в результате самовольной добычи (изъятия) вод. Одновременно Минприроды в 2022 г. поручено заняться инвентаризацией водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств, которые предназначены для регулирования водных потоков.
В текущем году должна начаться и ликвидация так называемых полей фильтрации. Однако не всех, а тех, которые оказывают наибольшее воздействие на состояние подземных вод.
Еще одно важное мероприятие должно стартовать в 2022 г. Оно затрагивает сферу сельского хозяйства и возложено на плечи облисполкомов. Как сказано в Стратегии, они должны приступить к реализации мероприятий по «экологической реабилитации торфяников».