Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
28.11.2014 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Внереализационная премия©

Министерство по налогам и сборам письмом от 5.11.2014 № 2-2-10/2881 разъяснило особенности налогообложения торговых премий в связи со вступлением в силу Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Министерство по налогам и сборам письмом от 5.11.2014 № 2-2-10/2881 разъяснило особенности налогообложения торговых премий в связи со вступлением в силу Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Закон устанавливает ряд запретов на включение в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий:

– на установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров (подп. 4.4 п. 4 ст. 12 Закона).

Оказание поставщику продовольственных товаров вышеназванных услуг в силу п. 5 ст. 12 Закона осуществляется на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров;

– не допускается в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах установление вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки к продаже, фасовки, выкладки в торговом зале и на торговом оборудовании, продажи и обслуживания покупателей (п. 6 ст. 12 Закона).

Закон не содержит понятия термина «премия» и условий ее предоставления (выплаты), в связи с чем, по мнению Минторга, субъект торговли и поставщик товаров имеют право заключить одновременно договор поставки продовольственных товаров и договор об оказании услуг (рекламных, маркетинговых, иных подобных услуг), соглашение (договор) о предоставлении (выплате) премии.

Объектом налогообложения НДС согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса (далее — НК) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. При этом в соответствии с п. 5 ст. 97 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетом по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.

На основании подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Причитающиеся (полученные) покупателем денежные премии за достижение им согласованного объема закупок товаров не подлежат включению в налоговую базу НДС у покупателя, поскольку связаны с приобретением товаров, а не с их реализацией.

Указанная премия согласно подп. 3.193 п. 3 ст. 128 НК включается покупателем в состав внереализационных доходов.

В соответствии со ст. 129 НК внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

На основании подп. 3.261 п. 3 ст. 129 НК в состав внереализационных расходов включаются суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов.

Из вышеуказанной нормы НК следует, что для включения таких премий, бонусов в состав внереализационных расходов их предоставление должно быть увязано с выполнением покупателем (заказчиком) определенных условий, но при этом не следует, что такие условия должны быть оговорены именно в договоре, предусматривающем поставки товаров, а не в ином договоре (соглашении), имеющем отсылочные нормы к договору поставки.

В этой связи для целей исчисления налога на прибыль суммы премий, выплачиваемые поставщиком покупателю (заказчику) в соответствии с отдельным соглашением, предусматривающим выплату такой премии в увязке с выполнением покупателем объемов закупок, включаются у поставщика в состав внереализационных расходов, в т.ч. и после вступления в силу Закона.

При заключении поставщиком продовольственных товаров с покупателем отдельных договоров, предметом которых является оказание покупателем различного рода услуг (рекламных, маркетинговых, иных подобных услуг), направленных на продвижение этих товаров, вознаграждение (премия) за оказание таких услуг признается у покупателя объектом налогообложения НДС и учитывается при исчислении налога на прибыль в составе выручки от реализации услуг в общеустановленном порядке.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений