Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
11.10.2011 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВАЛЮТА ПЕРЕХОДИТ НА ЛИЧНОСТИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 октября подписал Указ № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами», которым вводится регистрация паспортных данных лиц, приобретающих иностранную валюту (как наличную, так и безналичную, платежные документы в иностранной валюте, в т.ч. дорожные чеки) за белорусские рубли в обменных пунктах и кассах банков. Такие меры, говорится в официальном пресс-релизе, вводятся в рамках разработанного Правительством и Нацбанком комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 октября подписал Указ № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами», которым вводится регистрация паспортных данных лиц, приобретающих иностранную валюту (как наличную, так и безналичную, платежные документы в иностранной валюте, в т.ч. дорожные чеки) за белорусские рубли в обменных пунктах и кассах банков. Такие меры, говорится в официальном пресс-релизе, вводятся в рамках разработанного Правительством и Нацбанком комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля.

С момента вступления в силу Указа № 449 (8 ноября) продажа иностранной валюты физическим лицам в обменных пунктах и кассах банков будет производиться при предъявлении документа, удостоверяющего личность: паспорта гражданина РБ, вида на жительство в республике, удостоверения беженца или паспорта гражданина иностранного государства. При операциях продажи иностранной валюты, совершаемых с помощью банковских пластиковых карточек в терминальных устройствах (получение наличных денег и оплата товаров и услуг), реквизиты документа, удостоверяющего личность владельца карточки, будут браться из базы данных белорусского банка, эмитировавшего карточку.

Новые требования не стали неожиданными. Их обещали еще в начале сентября, да и вводятся они в Беларуси не впервые. Напомню, регистрация паспортных данных физлиц при покупке иностранной валюты регламентировалась Декретом от 5.02.1997 № 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», но была отменена в феврале 2006 г. Теперь же в официальном пресс-релизе отмечается, что подход, предусмотренный Указом № 449, имеет место во многих странах, в т.ч. соседних. Действительно, в Италии, Венгрии, Греции, Китае, Японии, России, Болгарии при обмене валюты обязательно предъявление паспорта. Такое правило существует и в Украине. Правда, там до недавнего времени банкам требовалось фиксировать в своих документах серию и номер паспорта, а также место проживания физлица лишь при проведении операций на сумму свыше 50 тыс. грн. Но с 23 сентября у наших южных соседей вступило в силу постановление Нацбанка № 278, согласно которому при покупке или продаже валюты на сумму до 50 тыс. грн. в эквиваленте необходимо предъявлять паспорт или другой удостоверяющий личность документ, а при операциях на сумму от 50 до 150 тыс. грн. осуществляется полная идентификация физического лица в соответствии с законодательством Украины о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Любопытно, что тем же постановлением № 278 Нацбанк Украины отменил регулирование для банков максимальных размеров маржи по операциям на наличном валютном рынке.

В России все несколько иначе. Инструкция Центробанка РФ от 28.04.2004 № 113-И, предусматривавшая обязательное предъявление в обменных пунктах паспорта или иного удостоверения личности, утратила силу с 1.11.2010 г. Заменившая ее инструкция от 16.09.2010 № 136-И требует проводить идентификацию физического лица в случаях, установленных законодательством РФ. При этом п. 1. ст. 7 Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в т.ч. обмен валюты), идентифицировать клиента, устанавливая в отношении физических лиц фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Однако каких-либо норм, предписывающих создание базы данных таких клиентов, в законодательстве РФ нет.

В то же время согласно ст. 7 белорусского Закона от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников таких операций при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме, а также при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, или подлежащих особому контролю (перечень последних оговорен особо).

Так что перспективы решения путем паспортизации другой задачи, провозглашаемой Указом № 449, — предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности — представляются несколько спорными. Правда, по мнению некоторых экспертов, идентификация и проверка резидентности физических лиц соответствует рекомендациям международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Однако и здесь есть некоторые сомнения: отмывание средств осуществляется прежде всего при конвертации наличных денег в безналичные, а не при обмене одной валюты на другую.

В КАКОЙ мере поможет свой и зарубежный опыт сегодня для стабилизации ситуации на многострадальном валютном рынке Беларуси? Действительно, активный переток валюты в «нал» и далее — за рубеж или домашние «заначки» наносит платежному балансу страны значительный урон. По разным оценкам, у граждан на руках находится от 10 до 14 млрд. USD — в разы больше, чем золотовалютные резервы республики. Согласно статистике Нацбанка в 2010 г. население купило в банках валюты на 7696 млн. USD, продало — 6663,8 млн., а за январь–август 2011 г. — 3034 млн. и 2747,4 млн. USD соответственно — суммы, сопоставимые с отрицательным сальдо внешней торговли страны. При этом если в прошлом году среднедневной оборот наличного валютного рынка составлял 39,3 млн. USD, то в апреле 2011 г. — 12,5 млн., а в августе — 6,2 млн. USD.

Можно предположить, что столь внушительное сокращение наличного валютного рынка сопровождалась частичным его переходом в «теневой» сектор. Возможно, по последнему и ударит Указ № 449, ведь банкам, замешанным в подобных операциях, будет сложнее прокручивать значительные объемы валюты. Это позволит сократить наличные валютные операции, вытолкнуть их в банковский сектор.

Однако не исключено и обратное. Найдется немало желающих сохранить свое инкогнито при покупке валюты. Их спрос может породить новый виток расцвета черного рынка, гарантирующего конфиденциальность конвертации и формирующего свой курс параллельно официальным и банковским. Так что, несмотря на суровые санкции за незаконные валютные операции, нелегальные менялы вряд ли быстро уйдут в отставку. Поскольку надежного измерения их деятельности нет, достоверно оценить ситуацию на наличном валютном рынке сложно. Но если легальная часть операций там вновь уменьшится, то, вероятно, теневая — увеличится. Например, в Украине сразу после вступления в силу упомянутого постановления № 278 среднедневной оборот обменников упал в 4 раза. Остается надеяться, что у нас регулятор не допустит подпитки черного рынка банками благодаря мерам валютного контроля.

Можно также спрогнозировать, что меры, вводимые Указом № 449, окажут определенное психологическое воздействие: наши люди традиционно опасаются лишний раз оказаться в поле зрения государства. За предложением «предъявите документы» всегда мерещится следующее — «пройдемте». Не исключено, что такие опасения оправданы: вдруг полученная банками информация о личности покупателей валюты пойдет в налоговые и иные компетентные органы? Хочется надеяться, что угроза попадания такой информации в распоряжение криминальных структур тут минимальна, но и ее исключить нельзя.

В ПРЕСС-РЕЛИЗЕ говорится, что принятие Указа № 449 «позволит сформировать межбанковскую централизованную электронную базу данных по учету иностранной валюты, проданной физическим лицам, с помощью автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства». Однако в Указе № 449 ничего не говорится о такой базе, ее статусе, о том, получат ли к ней доступ Нацбанк или другие ведомства, и как власти намерены использовать собранную информацию. С одной стороны, ст. 121 Банковского кодекса обязывает кредитно-финансовые учреждения не разглашать банковскую тайну, к которой, среди прочего, относятся и сведения о конкретных сделках и операциях без открытия счета. Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, представляются банками в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, в частности, судам, прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия — по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, Департаменту финансового мониторинга КГК, нотариусам для совершения нотариальных действий и Нацбанку. Нарушение этих норм грозит согласно ст. 255 УК РБ штрафом или лишением свободы на срок от 3 до (в случае корыстной или личной заинтересованности) 5 лет. Но, с другой стороны, нельзя исключить вероятность того, что информация из базы так или иначе окажется в распоряжении тех или иных органов или лиц, которые распорядятся ею соответствующим образом.

ЗАМЕТИМ, что необходимость проверять документы и регистрировать личность каждого покупателя станет весьма хлопотным делом и для банков. Ведь «протоколировать» придется покупку любой суммы — хоть 1 доллара или евро. Это повлечет дополнительные затраты времени и ресурсов — на программное обеспечение, бумагу и т.п. Очевидно, следовало бы, не мелочась, установить какой-то приемлемый минимальный обменный лимит, при соблюдении которого регистрация данных о покупателе не требуется. Скажем, с 10.02.2006 до начала 2011 г. обязательная регистрация паспортных данных физлиц осуществлялась при продаже им банком иностранной валюты в сумме, равной или превышающей 2000 базовых величин. Но это правило было отменено с вступлением в силу постановления Правления Нацбанка от 31.08.2010 № 375. Видимо, к сожалению, такая либерализация оказалась нам пока не под силу. Но, быть может, когда страсти по валюте несколько улягутся, власти вновь позволят банкам обменивать валюту хотя бы на незначительную сумму без предъявления клиентом паспорта или без регистрации его данных. Но об этом говорить столь же рано, как и о стабилизации ситуации на валютном рынке…

Леонид ФРИДКИН


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by