$

2.5960 руб.

3.1140 руб.

Р (100)

3.4055 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

В следующий год без прогноза по ВВП, но с подробными заданиями для исполкомов

04.12.2020
В следующий год без прогноза по ВВП, но с подробными заданиями для исполкомов
Фото: freepik

Бизнес-союзы критикуют разработанные правительством проекты прогнозных документов на 2021 год. Их обзор подготовили и направили в межведомственную комиссию по разработке прогноза социально-экономического развития Республиканский союз промышленников и предпринимателей и Белорусская научно-промышленная ассоциация.

Ознакомившись с проектом Указа «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год», эксперты пришли к выводу, что власти в очередной раз планируют директивным образом доводить ключевые показатели социально-экономического развития.

На наш взгляд, на данный момент официальные прогнозы и планы не выполняют одну из ключевых своих задач, а именно: они не являются ориентирами для принятия управленческих решений на микроуровне, – отмечают авторы. – Дело в том, что предлагаемые к рассмотрению проекты разработаны без учета современных реалий, имеющих место на конец 2020 года, связанных с серьезными кризисными явлениями в экономике страны в результате новой волны пандемии COVID-19 и дестабилизации обстановки в обществе.

По их мнению, степень доверия делового сообщества к официальным прогнозным документам за последнее десятилетие существенно снизилась, в первую очередь из-за того, что заложенные в них показатели не достигаются на практике.

В этот раз до руководителей обл­исполкомов, райисполкомов, гор­исполкомов и администраций районов Минска планируется довести задания по темпам роста номинальной начисленной заработной платы и инвестиций в основной капитал. Исполкомы, подчеркивают в бизнес-союзах, для выполнения этих заданий доводят соответствующие показатели до субъектов хозяйствования, что снижает доверие предпринимателей к качеству экономического прогнозирования на государственном уровне.

Представители РСПП и БНПА считают, что прогноз социально-экономического развития должен быть не директивным планом, а ориентиром для экономических агентов и регулярно в течение года пересматриваться, особенно в случае существенного изменения конъюнктуры на внутреннем рынке и в мировой экономике.

Приказной характер доведения прогнозных показателей под эгидой обязательности их выполнения полностью подрывает доверие к возможности диалога между бизнесом и правительством. Отсутствие учета форс-мажорных обстоятельств, а тем более объективных реалий сегодняшнего дня полностью нивелирует для бизнес-сообщества значимость таких прогнозов, аннулирует возможность их практического применения в целях прогнозирования развития рыночных отношений, – отмечается в письме.

Одновременно подчеркивается, что предложенный отказ от установления параметров темпа роста ВВП является серьезной ошибкой прогнозирования, поскольку это, по сути, основной экономический показатель для страны.

«Попытка его подмены набором индикаторов накопления, потребления и внешнего спроса не улучшает прогнозирование, – пишут авторы. – Все они или некоторые в отдельности могут быть выполнены и даже перевыполнены, но их влияние на рост ВВП может оказаться разнонаправленным в зависимости от обстоятельств».

По мнению экспертов объединений, в проекте Указа «явная нестыковка поставленных целей и имеющихся средств». Главной задачей провозглашается рост благосостояния населения через доходы, стабильность цен, жилье и занятость, однако «наращивание доходов населения без адекватного роста и производительности труда повлечет увеличение дисбалансов в экономике».

Так, они считают неоправданным прогнозирование существенного ро­ста зарплат в бюджетном секторе и увеличения производительности труда за год на 7,5%. Также авторы письма предостерегают от опережающего роста заработных плат по отношению к изменению производительности труда: по данным Белстата, за 9 месяцев 2020 г. производительность труда по ВВП снизилась на 1% к аналогичному прошлогоднему периоду, а реальная зарплата при этом прибавила 8%.

Помимо этого, в бизнес-союзах считают невыполнимым фигурирующий в проекте тезис о том, что «показателем роста доходов охвачены все группы населения».

– Тенденция снижения доли доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, а также доходов от собственности в структуре денежных доходов населения наблюдается с 2014 года – задолго до пандемии COVID-19, – обращают внимание эксперты. – Однако в планах экономического развития не предусмотрены меры постепенного восстановления пострадавших секторов, а также изменения тенденции оттока вкладов населения.

По их мнению, пока скорее можно прогнозировать не восстановление, а усугубление этих процессов. Кроме того, проблема удержания уровня безработицы на заданном уровне может оказаться менее актуальной, чем миграция высококвалифицированных специалистов и существенной части трудоспособного населения. Это может стать главным трендом, подрывающим стабильность на рынке труда.

 

Прикрытое банкротство

«Большое беспокойство» у представителей делового сообщества вызывают перспективы запуска объявленного нового инвестиционного цикла. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП должна составить 21,3-21,7%, а их сумма – 34 млрд рублей, что на 2% больше, чем в текущем году.

Такой прогноз они считают слишком оптимистичным. Вызывает сомнение и оценка источников инвестиций. Прогнозируется, что 40% от общего их объема должны составить собственные средства организаций (14,2 млрд рублей). По итогам 8 месяцев текущего года чистая прибыль крупных и средних организаций составила лишь 1,67 млрд рублей, а чистый убыток убыточных организаций – около 7,1 млрд рублей.

По последним данным, у организаций имеется около 6 млрд рублей скрытых убытков в виде курсовых разниц, которые числятся в составе расходов будущих периодов в соответствии с указами от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах», от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» и от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», при этом 27,1% организаций на 01.07.2020 не имели собственных оборотных средств.

Традиционные меры финансового оздоровления в виде реструктуризации задолженности, подчеркивают в предпринимательских союзах, «обеспечат только временную передышку, но не улучшат платежеспособность и кредитоспособность предприятий, многие из них останутся фактическими банкротами».

 

Нет прибыли – нет поступлений

Эксперты РСПП и БНПА коснулись и проекта изменений в Налоговый кодекс.

По их мнению, предлагаемые корректировки соответствуют ситуации относительной экономической стабильности, но сегодня нужны антикризисные меры по недопущению банкротства отдельных сфер бизнеса.

– По итогам работы в первом квартале 2020 года уже наиболее пострадали от экономического кризиса туроператоры, организаторы выставок и ярмарок, культурно-зрелищных мероприятий. Какие результаты покажут в конце года эти отрасли, нельзя сказать однозначно, но прогнозировать стабилизацию их работы, а еще более того – резкий рост и выход на прибыль – маловероятно, – подчеркивается в письме.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное