Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
19.04.2011 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В ПОГОНЮ ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ

Минэкономики обещает ряд революционных для Беларуси изменений в сфере инновационной политики. Так, подготовленный проект госпрограммы инновационного развития на 2011–2015 гг. впервые предполагает начало финансирования юридических лиц и граждан из госбюджета на безвозвратной основе. Формирование республиканских планов и стратегий развития будут осуществлять по технологиям форсайта с широким обсуждением в бизнес-кругах. Есть намерение создать новые для нашей страны наукоемкие отрасли экономики.

Минэкономики обещает ряд революционных для Беларуси изменений в сфере инновационной политики. Так, подготовленный проект госпрограммы инновационного развития на 2011–2015 гг. впервые предполагает начало финансирования юридических лиц и граждан из госбюджета на безвозвратной основе. Формирование республиканских планов и стратегий развития будут осуществлять по технологиям форсайта с широким обсуждением в бизнес-кругах. Есть намерение создать новые для нашей страны наукоемкие отрасли экономики.

Презентуя проект программы, начальник управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский отметил, что количество вошедших в нее проектов (207) значительно меньше, чем в предыдущей пятилетке. Отбор был более строгим, т.к. опыт прежних лет показал, что в программу ради получения финансирования попало немало случайных предприятий, из-за чего желаемого результата во многом достичь не удалось.

Необходимость экономить бюджетные средства также заставляет пересмотреть планируемые источники финансирования. Если в предыдущей программе о привлечении иностранных инвестиций даже не шло речи, то согласно новой они должны составить 71% всех вложений. В целом, как ожидается, объем капитальных затрат будет увеличен с 6,6 трлн. Br в прошлой пятилетке до 55,3 трлн. Br в нынешней. Хотя Д.Крупский не смог ответить на вопрос «ЭГ», включит ли эта сумма ожидаемый российский кредит в 7 млрд. USD на строительство АЭС, поскольку госпрограмма предполагает развитие ядерной энергетики. Если предположить, что да, то даже без девальвации белорусского рубля кредит обеспечит до половины финансирования по программе. При этом представитель Минэкономики подчеркнул, что участники госпрограммы (а в их числе в основном госпредприятия) сориентированы на поиск прямых иностранных инвестиций. Поскольку форм привлечения ПИИ в госкомпании не так много, Д.Крупский выразил мнение, что оно в основном будет происходить через создание совместных предприятий с участием иностранного капитала.

Госпрограмма ставит перед собой цель к 2015 г. сформировать в белорусской экономике высокотехнологичный сектор, состоящий из производств 5-го и 6-го технологичных укладов, в т.ч. информационных технологий, авиакосмической, фармацевтической, микробиологической промышленности, биотехнологий, наноиндустрии, наноэнергетики и некоторых других. Поскольку часть из направлений являются принципиально новыми для нашей республики, еще предстоит определить ответственные за их развитие органы госуправления и организации. По каждой из отраслей будет разработана концепция, которая и обозначит детали развития.

Кроме того, ставку сделают на формирование инновационно- промышленных кластеров:

– химический (ядро — Гродноазот, Гроднохимволокно, Гродненский государственный университет);

– нефтехимический (Нафтан и Полоцкий государственный университет);

– агромашиностроительный (Гомсельмаш, Гомельский государственный технический университет им. П.Сухого);

– автотракторостроительный (МТЗ, МАЗ, МЗКТ, ММЗ и БНТУ);

– химико-текстильный (Могилевхимволокно, Моготекс, Могилевский государственный университет продовольствия);

– IT-кластер (резиденты ПВТ, Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, БГУИР).

Еще одному кластеру, который, как предполагается, объединит в себе новое направление нано- и биотехнологий, а также фармацевтическую промышленность, планируют придать особый правовой режим — до конца года ожидается появление специального декрета Президента. Кластер организуют на базе нового Национального научно-технологического парка «Биоград». В настоящий момент начаты переговоры с рядом российских фармацевтических компаний на предмет участия в этом проекте.

Для более полного кадрового обеспечения инновационных секторов экономики будет изменен набор студентов в вузы по ряду специальностей. Контрольные цифры, которые, по словам Д.Крупского, Минобразования приняло под нажимом Минэкономики, предусматривают в 2011–2015 гг. подготовку 12,5 тыс. человек в области информационных технологий, 3,2 тыс. — биотехнологий и 1,65 тыс. — нанотехнологий.

Достаточно прогрессивным представляется намерение начать финансирование инновационной деятельности из госбюджета на безвозвратной основе, тем более что до сих пор жесткие требования по возврату средств и забюрократизированная отчетность их использования отталкивали многих представителей частного бизнеса, наиболее восприимчивых к разного рода ноу-хау. Как обещают в Минэкономики, на бюджетную помощь в виде инновационных ваучеров и грантов на сумму до 75 тыс. USD смогут рассчитывать и организации, и частные лица — патентообладатели. Механизм безвозвратного финансирования намерены запустить не позднее 2013 г. По мнению разработчиков госпрограммы, дополнительную защищенность изобретателям обеспечит придание Белорусскому обществу изобретателей и рационализаторов статуса республиканского государственно-общественного объединения.

Минэкономики также обещает, что белорусские технопарки наконец преодолеют свой формальный статус и начнут выполнять роль инновационной инфраструктуры, после того как в их составе появятся индустриальные зоны с необходимыми коммуникациями, пригодными для размещения там производственных площадей частных инновационно активных предприятий. По планам, технопарки заработают во всех областных городах, в столице и в Минской области.

Косвенно развитию высокотехнологичного сектора должна способствовать институциональная реформа, предусматривающая отказ от функций хозяйственного управления министерств и концернов и закрепление за ними исключительно вопросов госрегулирования в той или иной сфере экономики.

Пересмотру подвергнутся и принципы формирования инновационной политики. На смену комплексному прогнозу научно-технического прогресса, который ранее, по оценке Д.Крупского, составлялся академическим сообществом в отрыве от практики, должно прийти обсуждение планов с привлечением широких социальных и предпринимательских групп общественности. Минэкономики обещает организовать для этого серию экспертных панелей и семинаров. Обобщенное видение того, как должны развиваться высокотехнологичные секторы экономики, планируют изложить в национальной инновационной стратегии на 2011–2025 гг. Хочется надеяться, что этот документ будет отличиться от утвержденной постановлением Совмина от 1.10.2010 № 1420 Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 г, поскольку подготовленная кулуарно и без использования технологий форсайта она стала не лучшим сюрпризом для научной общественности страны (см. «ЭГ» № 79 от 15.10.2010).

Предполагается, что совершенствование инновационной политики позволит к 2015 г. увеличить удельный вес отгруженной инновационной продукции с нынешних 11% до 20–21%, высокотехнологичный экспорт возрастет с 1,5 млрд. USD до 7,95 млрд. USD в год, а доля инновационно активных промышленных предприятий составит не менее 40%.

Впрочем, обращают на себя внимание не только прогрессивные намерения Минэкономики, но и некоторые прежние, не раз подвергавшиеся критике подходы. Так, в подготовленном проекте инновационной программы новой пятилетки вновь просматривается гипертрофированная роль государства. Проекты, реализуемые госкомпаниями, составляют костяк программы, притом что научная и бизнес-общественность неоднократно указывали на их низкую инновационную активность. Именно государственные компании должны стать центрами высокотехнологичных кластеров, хотя, как показывает опыт МАЗа, они в целом не склонны в рамках субконтрактации создавать вокруг себя сеть партнерских частных компаний. Наоборот, в последние годы отечественный автопроизводитель начал переносить производственные заказы с частных компаний на госпредприятия ПО «Белавтомаз». Между тем статус кластера определяет не столько его вес в национальной экономике, сколько количество задействованных в нем субъектов хозяйствования, развитость вертикальных и горизонтальных связей. Вызывает вопросы и предложение формировать кластеры в химической, нефтехимической и химико-текстильной промышленностях. Специфика данных производств и высокая капиталоемкость делают их малодоступными для представителей малого и среднего бизнеса — сформированные там кластеры рискуют стать кластерами двух-трех компаний, не соответствуя природе этого понятия.

Создается впечатление, что, несмотря на заявленное намерение изменить подходы в подготовке концептуальных и программных документов, проект инновационной госпрограммы сверстан скорее в соответствии с ведомственными интересами министерств и концернов. Видимо, основные перемены в инновационной политике оставлены на потом.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by