Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.03.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УВЕРЕННОСТЬ ВМЕСТО ПРИБЫЛИ©

Белорусский бизнес серьезно обеспокоен непредсказуемостью макроэкономической ситуации. И хотя власти неизменно заверяют, что «все под контролем», и не скупятся на планы и обещания, большинство ответов выглядят по существу формальными. Чтобы изучить мнение менеджмента о реальном положении дел, Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского совместно с «ЭГ» провел экспресс-опрос, результаты которого были рассмотрены в феврале на 74-м заседании Республиканского клуба директоров.

Белорусский бизнес серьезно обеспокоен непредсказуемостью макроэкономической ситуации. И хотя власти неизменно заверяют, что «все под контролем», и не скупятся на планы и обещания, большинство ответов выглядят по существу формальными. Чтобы изучить мнение менеджмента о реальном положении дел, Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского совместно с «ЭГ» провел экспресс-опрос, результаты которого были рассмотрены в феврале на 74-м заседании Республиканского клуба директоров.

Судя по полученным от предприятий различных сфер деятельности ответам, белорусские менеджеры обладают неплохим запасом оптимизма и уверенности. Например, результаты работы отечественной экономики большинство респондентов (57%) оценили как удовлетворительные, 9% — как хорошие и 34% — как неудовлетворительные. Неприхотливым белорусам достаточно удержания курса рубля в «приемлемых» рамках 11-процентного падения к доллару США и на 15,8% к евро, «скромной» 16,5-процентной инфляции, чтобы считать ситуацию относительно благополучной — не в разы же обвал. А невыполненные 7 из 9 важнейших параметров прогноза картину восприятия не портят — из темпов роста ВВП шубы не сошьешь.

Деятельность своих организаций большинство (90%) руководителей оценили на «хорошо» (56%) и «удовлетворительно» (34%). «Неуд» себе выставили лишь 10%. Основания для этого есть: респонденты сообщают об увеличении объемов производства (92%) и реализации (95%). Правда, при этом финансовое положение улучшилось только у 32%, у 34% оно ухудшилось, а у остальных не изменилось. Любопытно, что одновременно 44% опрошенных признались, что численность работников у них снизилась, а зарабатывать они стали меньше. На этом фоне впору вспомнить о зафиксированном в прошлом году Белстатом снижении более чем на треть прибыли и рентабельности в экономике. Тем не менее чувство удовлетворения не покидает топ-менеджеров, чьи доходы, казалось бы, должны напрямую зависеть от упомянутых показателей.

Проводя опрос, специалисты БСПН надеялись узнать, как влияет рост зарплат на финансовые результаты предприятий. Если бы структура затрат в прошлом году осталась такой же, как в 2012-м, то прибыль от реализации была бы примерно в 1,5 раза больше. Однако тут трудно давать однозначную оценку и сводить все к голой арифметике. Ведь очевидно, что если бы зарплаты не росли, предприятия потеряли бы квалифицированные кадры, а тогда зарабатывать прибыль стало бы просто некому. Так что отсутствие гибкого рынка труда и дефицит рабочей силы играют довольно заметную негативную роль. Зато пока в выигрыше остается бюджет. По подсчетам БСПН, потерянная на зарплате часть налога на прибыль с лихвой вернулась в казну подоходным налогом и отчислениями на социальное страхование.

К сожалению, немногие из респондентов поделились структурой своих затрат. Однако даже из собранных данных видно, что значимое место здесь заняли расходы на обслуживание кредитов, которые, кстати, и в официальной статистике не выделяются. Но их можно оценить косвенным путем. Если общий объем размещенных средств банками республики на 1.12.2013 г. составлял 253,2 трлн. Br, а средние процентные ставки для предприятий — около 20% (с учетом льготных), то на обслуживание кредитов было использовано около 50 трлн. Br, притом что вся чистая прибыль в прошлом году достигла лишь 59,3 трлн.

Между тем, судя по данным нашего опроса, главным критерием оценки эффективности деятельности организаций большинство (82%) назвали получение максимального объема чистой прибыли. Всего 23% отводят эту роль доведенным свыше показателям. Еще 30% главную задачу видели в закреплении (расширении) на рынках, правда, одновременно, как правило, не забывая об основной и стратегической задаче — прибыли. Решается она у наших респондентов относительно успешно: объемы чистой прибыли уменьшились у 35% прошенных организаций, а увеличились — у 65%.

Наиболее слабым местом отечественной экономики и многих субъектов хозяйствования является закредитованность и в целом состояние расчетов. На рост дебиторской задолженности указали 95% респондентов, причем у некоторых она превышает 2-месячную выручку, а по некоторым доходит до 1/3 годового оборота. Основными дебиторами являются торговые организации (43%), партнерские (47%) и бюджетные (10%) организации. При этом главной причиной возникновения долгов участники опроса называют недобросовестность партнеров. Между тем, по мнению партнера юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» Александра Бондаря, зачастую в этом виновны сами предприятия, которые не смогли наладить должную договорную работу и контроль. Однако данная проблема имеет и другую сторону — необходимость создания в стране законодательной базы для цивилизованного развития коллекторских услуг.

На рост кредиторской задолженности указали 93% респондентов. Основными кредиторами были коммерческие банки (36%), бюджет (20%) и иные организации (38%). Кредитные ресурсы направлялись в основном на пополнение оборотных средств (48%) и инвестиционную деятельность (42%).

Таким образом, приходится признать, что оснований для беспокойства по поводу финансового состояния предприятий достаточно. Для оздоровления экономики РБ требуется принятие неотложных мер со стороны как руководителей организаций, так и государства.

Оценивая конкурентоспособность белорусской продукции (товаров, работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках, 25% респондентов отметили высокие издержки, связанные с организацией и техническим оснащением производства, 52% — высокие регуляторные издержки, определяемые государством, и только 10% — низкое потребительское качество продукции. Итоги внешней торговли тоже подтверждают утрату привлекательности белорусских товаров, прежде всего по ценовому фактору. Впрочем, отдельные руководители снижение экспорта связывают с финансовым кризисом, вступлением России в ВТО и т.п. Все это есть. Но, как считает почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей, главные причины — в нас самих.

Однако менеджеры, похоже, так не считают. Отвечая на вопросы анкеты, 98% скромно оценили свою деятельность как удовлетворительную, в т.ч. те, чьи предприятия находятся в весьма неудовлетворительном положении. Только 5% респондентов назвали среди проблем управления в организациях недостаток знаний, опыта, т.е. квалификации управленческих кадров. Зато 47% попеняли на недостаток финансовых и других ресурсов, 44% — на несовершенство законодательства и 4% — на иные проблемы (макроэкономическая нестабильность, неопределенность, затрудняющая стратегическое планирование). На этом фоне вполне логично выглядит оценка регуляторной и руководящей деятельности государственных органов управления. В целом, по мнению опрошенных, улучшение условий бизнеса в 2013 г. отметили 15,5% респондентов, неизменность — 70%, ухудшение — 19%.

Решения в области бюджетно-налоговой политики положительными назвали 11%, нейтральными — 66%, отрицательными — 22%, а в области кредитно-денежной и валютной политики — 3%, 25% и 72%, в области имущественных отношений и права собственности — 21%, 68% и 11%, по регулированию рынков, развитию конкуренции — 7%, 82% и 11%, по инвестиционной деятельности — 13%, 79% и 8% соответственно. Получается, что большинство руководителей предприятий вообще не видят изменений в результате усилий властей по улучшению бизнес-климата.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений