Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
10.12.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УСТАНОВКА НА РОСТ

Если кто-то из предпринимателей ожидал услышать на IV Всебелорусском народном собрании что-то новое о радикальных изменениях в экономической стратегии, то напрасно. В выступлениях главы государства и в речах делегатов прозвучало полное одобрение выбранного курса и стремление следовать ему впредь. Правда, отдельные корректировки планируются, но они не меняют сути нынешней политической и социально-экономической модели Беларуси.

Если кто-то из предпринимателей ожидал услышать на IV Всебелорусском народном собрании что-то новое о радикальных изменениях в экономической стратегии, то напрасно. В выступлениях главы государства и в речах делегатов прозвучало полное одобрение выбранного курса и стремление следовать ему впредь. Правда, отдельные корректировки планируются, но они не меняют сути нынешней политической и социально-экономической модели Беларуси.

Если отдельные показатели, запланированные на 2006–2010 гг., оказались невыполненными, то в будущей пятилетке их придется наверстывать, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, «чего бы это нам не стоило». Делегаты собрания полностью поддержали эту установку, одобрив основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. При этом в качестве приоритетных направлений названы развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан страны и повышение качества образования; радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности АПК.

В соответствии с резолюцией поставленная цель и приоритетные направления будут реализовываться путем всестороннего использования потенциала сильного, эффективного и ответственного государства на основе дальнейшего развития всех форм собственности, баланса интересов личности, общества и государства, проведения прогрессивных преобразований, направленных на динамичное социально-экономическое развитие страны.

Между тем в ближайшие годы республике придется столкнуться с рядом серьезных проблем. И прежде всего — с несбалансированностью во внешней торговле. Президент упрекнул правительство в том, что оно, несмотря на все требования, не смогло выстроить работу для реализации этой цели. «Из года в год ставим одни и те же задачи, которые перекочевывают из одной программы в другую, а объем импорта по-прежнему преобладает над экспортом», — отметил Президент. Выход видится в импортозамещении и увеличении объемов экспорта. «Мы должны четко осознать, что отрицательное сальдо — это зеркало проблем нашей экономики, результат недостаточной конкурентоспособности наших товаропроизводителей, высокой энергоемкости и материалоемкости производства, — заявил А.Лукашенко. — Надо добиться того, чтобы товары, производимые в Беларуси, были такого качества, что будет выгоднее торговать ими, чем импортировать аналогичную продукцию».

Серьезность проблемы подчеркнул председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович, заявив, что дефицит внешней торговли угрожает платежеспособности страны. «В 2014 г., если не выйдем на положительное сальдо внешней торговли, у нас могут быть такие же проблемы, как в Греции, Ирландии и других странах, которые испытывают проблемы с внешним долгом, — сказал глава Нацбанка на профильной секции собрания. — Им помогли, а нам надеяться не на кого». П.Прокопович подчеркнул, что текущая экономическая политика, основанная на увеличении внешнего долга для компенсации растущего дефицита внешней торговли, позволит экономике Беларуси сохранять платежеспособность не более чем в течение трех лет.

Это время предполагается использовать для привлечения инвестиций, создания новых производств, развития инноваций, улучшения налоговой и контрольной системы, позиций в международных рейтингах и т.д. Но неизмененной останется главная черта белорусской социально-экономической модели — руководящая и всеобъемлющая роль государства. Правда, существование и полезность частного сектора более не ставится под сомнение. Но в строго отведенных ему рамках.

Ключевым пунктом любых перемен всегда является вопрос о собственности. Позиция А.Лукашенко тут остается неизменной. «Мы готовы к приватизации, но на выгодных для страны условиях, — заявил Президент. — Там, где инвесторы обещают быть эффективнее, чем государство, целесообразна приватизация. Но за деньги, и за деньги немалые. На те предприятия, на которые претендуют сейчас так называемые иностранные инвесторы, в эти предприятия мы вложили немало. Это градообразующие, это очень дорогие предприятия».

Заметим, что у инвесторов может быть своя точка зрения как на их цену, так и на те 20 обязательных условий, которые выставляют белорусские власти. Впрочем, Президент РБ пообещал в ближайшие год–два «очень аккуратно, очень осторожно» провести приватизацию земель для тех частников, которые доказали свою состоятельность. А.Лукашенко подчеркнул: приватизация будет «не для торговли этой землей, а для работы и производства на этой земле большего количества продукции». Так что быть собственником в нашей стране по-прежнему будет делом хлопотным — не каждому по плечу.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений