Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
14.04.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УМИРОТВОРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ©

В марте инфляция в Беларуси существенно замедлилась. Сработали сразу все тормоза: сокращение спроса и доходов населения, усилия государства по недопущению роста цен, стабилизация рубля. Но достигнутое хрупкое равновесие не гарантирует, что пик пройден и в дальнейшем цены будут вести себя столь же скромно.

В марте инфляция в Беларуси существенно замедлилась. Сработали сразу все тормоза: сокращение спроса и доходов населения, усилия государства по недопущению роста цен, стабилизация рубля. Но достигнутое хрупкое равновесие не гарантирует, что пик пройден и в дальнейшем цены будут вести себя столь же скромно.

Индекс потребительских цен в марте т.г. по сравнению с февралем 2015 г. составил всего 100,8%, с декабрем 2014 г. — 104,9%, а базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера, — 100,9% и 103,8%.

Темпы роста цен в годовом выражении (март 2015 г. к марту 2014 г.) достигли 16,2%, зато помесячная инфляция замедлилась вдвое по сравнению с февралем и втрое — с январем. Это может свидетельствовать о начале позитивной динамики: влияние девальвации выдохлось, рубль относительно стабилен, цены на продовольственные товары в марте выросли всего на 0,5%, а с начала года — на 4,6%. Однако ряд продуктов продолжает дорожать. Так, цены на масло растительное (кроме оливкового) выросли в марте на 5,3%, рыбу и морепродукты пищевые — на 4,3%, картофель — на 3,8%, чай — на 3,7%, сахар — на 3%, консервы рыбные — на 2,6%, крупу и бобовые — на 2,5%. Но еще больше в марте инфляцию разгоняли непродовольственные товары, цены на которые выросли за месяц на 1,3% (почти вдвое больше, чем в феврале), а с начала года — на 4,4%. В частности, медикаменты подорожали на 3,8% (а в годовом исчислении — на 32,7%), бытовые электротовары — на 3%, посуда, приборы столовые — на 2,4%, а обувь — на 2,1%. Можно предположить, что в этом сегменте начал сказываться отложенный эффект девальвации, сдерживавшийся постановлением Совмина от 19.12.2014 № 1270 и отпущенный февральским письмом Минторга и Минэкономики.

ТЕПЕРЬ все барьеры сняты постановлением Совмина от 31.03.2015 № 250, но это не значит, что новая волна подорожания неизбежна. Цены на ряд товаров достигли своего пика еще зимой, и повысить их компании не в состоянии из-за падения платежеспособности как субъектов хозяйствования, так и населения. Поддерживать спрос инфляционным стимулом «купи сегодня, потому что подорожает завтра» становится все затруднительнее. Тревожным сигналом для рынка служит и рост расходов на продовольствие. По данным Белстата, в розничном товарообороте удельный вес продовольственных товаров в январе–феврале т.г. составил 50,5%, непродовольственных товаров — 49,5% против соответственно 49% и 51% в январе–феврале 2014 г.

Снижение зарплат и рост безработицы способны сдерживать дальнейший рост цен и сбалансировать влияние девальвационного эффекта гораздо надежнее, чем административный ресурс. К сожалению, именно этот ресурс разрушает рыночную логику замедления инфляции. Неизменно неэффективные государственные монополии регулярно добиваются повышения своих тарифов и будут делать это впредь. Например, Минэкономики постановлением от 31.03.2015 № 27 увеличило тарифы на услуги электросвязи общего пользования. Но и без того индекс цен и тарифов на платные услуги в марте по сравнению с февралем т.г. составил 100,7%, с декабрем 2014 г. — 106,7%. Больше всего «отличились» тарифы на жилищно-коммунальные услуги, подорожавшие в марте на 3,5% (в т.ч. на техническое обслуживание жилых помещений — на 14,2%), и культуры — на 4,1%. Можно лишь гадать, надолго ли будут сдерживаться указаниями свыше тарифы на некоторые другие виды услуг и сколько продлится относительная стабильность белорусского рубля, в значительной мере зависящая от состояния российской валюты. Помимо угрозы роста тарифов естественных монополий, в III квартале на темпы инфляции косвенно повлияют индексация доходов бюджетников, увеличение с 1 апреля базовой арендной величины, с 1 июля — запрет на применение упрощенной системы налогообложения для некоторых предприятий и ряд других факторов.

ЗАМЕДЛИЛАСЬ пока инфляция и у наших соседей. Так, в России цены на потребительские товары увеличились в марте всего на 1,2% после 2,2% в феврале и 3,9% в январе. При этом продовольственные товары в марте т.г. подорожали в РФ на 1,6%, непродовольственные — на 1,4%, а услуги — на 0,3%. Всего в I квартале инфляция в России составила 7,4%, а в годовом выражении — 16,9%. В свою очередь, в Казахстане в марте т.г. цены выросли на 0,1%, в т.ч. на продовольственные товары — на 0,2%, непродовольственные — 0%, платные услуги — на 0,1%. С начала года инфляция в Казахстане составила 1,1%, а в годовом исчислении — 5,2%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений