Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
11.05.2012 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У НАС УПРАВЛЯЕМАЯ СТРАНА©

В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Александр Лукашенко заявил, что основополагающие принципы и путь страны останутся неизменными, и назвал ключевые направления развития экономики республики в современном мире. По-прежнему главенствующая роль здесь отводится государству, а рыночные отношения и приватизация будут допускаться в строго дозированных пределах.

В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Александр Лукашенко заявил, что основополагающие принципы и путь страны останутся неизменными, и назвал ключевые направления развития экономики республики в современном мире. По-прежнему главенствующая роль здесь отводится государству, а рыночные отношения и приватизация будут допускаться в строго дозированных пределах.

Главный урок мирового кризиса, по мнению Президента, — жить надо по средствам: не тратить больше, чем заработал, не загонять себя в тупик печатанием пустых денег или жизнью в долг. Это, скорее, можно было бы отнести к белорусскому кризису, разразившемуся в прошлом году. Но в Послании речь шла не о его причинах, а о путях преодоления и движении вперед.

Одной из наиважнейших задач А.Лукашенко назвал сдерживание роста цен и восстановление докризисного уровня доходов населения. При этом Президент считает, что нельзя все отдавать рынку. Нужно лишь найти «золотую середину» между свободным ценообразованием и разумным контролем, чтобы не допустить ценового беспредела и спекуляций. По мнению А.Лукашенко, «надо меньше разглагольствовать о свободных ценах, но при этом сделать все, чтобы рыночные отношения в Беларуси на деле приобрели цивилизованный характер». В частности, для этого нужно не допустить монополизации внутреннего потребительского рынка крупными торговыми сетями или ценового сговора между ними. Кроме гипер- и супермаркетов должны развиваться небольшие частные и государственные магазины, объекты «шаговой доступности». В придачу крупные торговые сети предлагается обязать реализовывать программы дисконтных карт для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов. Контроль за этим поручено осуществлять местным властям.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ от роста цен не уйти — по мнению Президента, их придется выравнять с существующими в соседних странах. Правда, он пообещал, что «у нас никогда цены не будут выше, чем в Украине и России». Но пока предприятия собираются зарабатывать на экспорте, те же товары должны быть доступны и для белорусов. А потому А.Лукашенко заявил, что нужно повышать зарплату, и потребовал вновь довести ее средний уровень до 500 USD в эквиваленте. По мнению Президента, нынешний темп роста экономики позволяет это сделать.

Надо полагать, что 3% роста ВВП, которые мы имеем сегодня, чем-то лучше прошлогодних 5,3 или 7,7% по итогам 2010 г. Иначе последствия накачивания зарплат могут вновь дорого обойтись отечественной экономике и населению. Но ссылки руководителей на объективные причины больше не принимаются — им велено обеспечить такой рост производительности труда, который позволит повысить заработки. Свою роль в этом должна сыграть ФПБ, причем не только в госсекторе. «У нас полный бардак на многих частных предприятиях, им не нужен контроль, профсоюзы, им нужен свободный рынок. Поэтому в ближайшее время профсоюзы опять займут эту жесткую позицию, которая согласована с главой государства, — сказал А.Лукашенко. — Я хочу, чтобы средняя зарплата вернулась к 500 USD. У нас управляемая страна, и это реально сделать». Заодно Президент пообещал, что зарплата госслужащих в Беларуси будет постепенно увеличиваться. Не «семимильными шагами», но сложившуюся ситуацию нужно поправить, даже без реформы системы оплаты труда этой категории работающих. Иначе как бы не потерять квалифицированных управленцев.

Напомним, что МВФ категорически возражает против роста зарплат, в т.ч. в бюджетной сфере, не подкрепленных адекватным ростом экономики. Но социальные приоритеты вновь доминируют — может, на сей раз пронесет.

ДРУГАЯ приоритетная задача — привлечение прямых иностранных инвестиций. Разговоры о них никак не конвертируются в реальные деньги. При этом все привлекающие зарубежных бизнесменов национальные преимущества, названные Президентом, — «стабильность, порядочность, надежность, низкий уровень коррупции» — перевешивает «стена бюрократизма и безразличия» чиновников, которая «отбивает на корню всякое желание инвестировать». Еще сложнее отечественным предпринимателям. «Те вообще пробиться никуда не могут, — отметил А.Лукашенко. — А ведь дай мы им возможность вкладывать деньги в собственной стране, меньше было бы сокрытия доходов и вывоза капитала». В очередной раз глава государства призвал чиновников радикально изменить стиль и методы работы с инвесторами. Помочь в этом должен и закон «Об инвестициях», проект которого находится в парламенте. Он должен дать «абсолютные гарантии добросовестным инвесторам», подчеркнул глава государства, а также содержать нормы прямого действия, ясные и понятные каждому.

Таким образом, новый нормативный акт станет уникальным в нашем правовом поле. Но инвесторам в придачу, вероятно, потребуются и другие законы, отвечающие перечисленным требованиям, — по всем аспектам корпоративных отношений, налогообложения, бухучета и т.д., где сегодня хватает неясностей и отсылочных норм.

Пока же на чиновников возлагаются новые задачи по обеспечению модернизации экономики. «Щедрый поток государственного финансирования нередко под бездумную закупку оборудования или строительство заводов, чья продукция потом никому не нужна», иссяк. А потому «правительству, всей исполнительной вертикали власти и руководителям предприятий» приказано искать среди отечественных и зарубежных бизнесменов инвесторов под конкретные проекты и идеи. Причем инвестиции должны быть прямыми, а не замаскированной формой кредита. Каждому члену правительства, председателям облисполкомов и Мингорисполкома поручено взять под личную ответственность реализацию нескольких крупных инвестпроектов.

Где-нибудь личную поддержку высокопоставленными чиновниками коммерческих проектов сочли бы прямой дорогой к коррупции. Но у нас лишь предполагается, что такой куратор гораздо лучше увидит проблемы, с которыми сталкивается инвестор, и поможет их решить — разумеется, бескорыстно, исключительно из патриотизма и чувства долга. Таким образом, задача поставлена небывалая: кардинально изменить психологию отечественной бюрократии, которая (как и в любой стране) меньше всего склонна брать на себя ответственность и риск. Ведь избыток рвения в поддержке частных инициатив может быть гораздо опаснее, чем банальные волокита и равнодушие.

В то же время повышение эффективности государственных активов, в т.ч. путем привлечения инвесторов, будет происходить без каких-либо распродаж. Неизменным остается отношение к приватизации: быть ей, как и ранее, не обвальной и массовой, а «прозрачной, понятной и точечной». К этому, по мнению Президента, пришло и мировое сообщество.

Впрочем, в некоторой части этого сообщества в массовой приватизации нет ни потребности, ни возможности — там и так подавляющее большинство активов находится в частной собственности. И если ужасы проводившихся кое-где ваучерной приватизации и залоговых аукционов нам не подходят, то в мире можно было бы найти и более удачные примеры. Но мы, как водится, идем своим путем. С одной стороны, Президент подтвердил, что в Беларуси может быть приватизировано любое предприятие. Но придется «заплатить справедливую цену», соблюсти интересы трудовых коллективов и обеспечить более успешное его развитие. Те же, «кто надеется нагреть руки на белорусской приватизации», зря потратят время.

С другой стороны, глава государства напомнил, что в Беларуси отказались от списков объектов, подлежащих приватизации. Но причина не в том, что госсобственность собираются распродать из-под полы, а в том, что «опубликование заранее списков приватизируемых предприятий — это унижение работников, которые работают на этих предприятиях. Люди очень болезненно на это реагируют».

Интересно, что боль тружеников, чувствующих себя ненужными из-за перспектив продажи предприятий, проявилась лишь теперь, а не сразу же после принятия постановлений Совмина от 14.07.2008 № 1021 и от 21.03.2011 № 348, которыми были утверждены планы приватизации на 2008–2010 и 2011–2013 годы. Кстати, по поводу отмены льготной приватизации, позволявшей гражданам конвертировать годы работы на благо государства в кусочек госсобственности, вообще никто не скорбел. И уж подавно не будут сокрушаться из-за отмены приватизационных планов чиновники, тем более что они хронически не выполнялись — как из-за сопротивления ведомств и директоров (о чем не раз говорили в Госкомимуществе), так и потому, что на выставляемые на продажу объекты зачастую не находилось желающих. Тем не менее последнее обстоятельство не мешает властям надеяться, что существует множество инвесторов, жаждущих приобрести белорусские предприятия, причем по той цене, которое назначит государство. И если названная сумма не соответствует ожиданиям, а потом еще и вырастет на миллиард–другой, то мы торопиться не будем: пусть потенциальные покупатели подкопят еще денег и зайдут в следующий раз.

Условия участия в приватизации одинаковы для представителей всех стран. Поэтому опасения, что российский капитал скупит в республике все наиболее интересные объекты, пользуясь евразийской интеграцией, не имеют оснований: россиянам, как и литовцам или американцам, придется платить дорого за наше «фамильное серебро».

Для роста капитализации государственных активов, снижения затрат и повышения эффективности управления в Беларуси будут создаваться холдинги и крупные производственные объединения в промышленности и АПК — по сути госкорпорации. Для них предстоит выработать стратегию развития и интеграции в мировую экономику, кооперации с основными партнерами, в первую очередь там, где внутренних ресурсов развития недостаточно, а рынки конечной продукции высококонкурентны. При этом планы должны быть скоординированы со стратегиями развития России и Казахстана и опережать их.

Особо остановился Президент на преимуществах от создания Единого экономического пространства. «С 2012 года мы стали работать в равных условиях с нашими партнерами по Таможенному союзу...», — отметил А.Лукашенко. Была решена главная задача: двукратное снижение цен на природный газ урегулировало вопросы сотрудничества с Россией в нефтяной сфере. Но достигнутые договоренности по ценам на энергоресурсы — это не подачка и не субсидии, считает А.Лукашенко, а базовые условия функционирования ЕЭП, которые должны соответствовать общепринятым критериям в отношении цен, доступа на рынки и т.п. «Помните, не могли продать в России сахар, были молочные, мясные войны. Сейчас этого нет», — отметил А.Лукашенко.

НЕДАВНИЙ «блицкриг» российских молочников, приведший к ограничению поставок белорусского сухого молока в РФ, или коллапс отечественного авторынка из-за навязанных россиянами условий импорта автомобилей, наверное, не в счет. Но и ограничиваться рамками ЕЭП Беларусь не должна. Президент поставил задачу действовать масштабно, по всему миру, «там, где государству это интересно». При этом новые рынки будут штурмоваться «единым фронтом». Вначале — изучение конъюнктуры под эгидой МИД и Минторга. Затем — десант из промышленников и предпринимателей при поддержке правительства и организация стабильной работы через торговые дома и субъекты собственной товаропроводящей сети. Такая стратегия призвана, в частности, привести к завоеванию рынков Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, ЮАР, Индии, Индонезии, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии — всех мест, «где нас ждут и готовы работать с нами на принципах дружбы и взаимного уважения».

Жаль только, товаропроводящие сети пока не оправдывают надежд, а их работа вызвала резкую критику главы государства. Отметим, что основным критерием эффективности ТПС была и остается доля экспорта, проходящая через них. Теперь же торговым домам и их учредителям придется объяснять: какие такие рыночные отношения могут оправдать работу с дилерами без предоплаты, да еще и со скидками. Эти и другие вопросы будут учтены в ходе выработки дополнительных мер по оптимизации контрольно-проверочной деятельности в стране. «Долгие годы мы придерживались пословицы: доверяй, но проверяй, возможно, пришло время переставить эти слова местами», — заявил А.Лукашенко.

Так что оказывается, до сих пор первичным чувством в отношениях государства к бизнесу было доверие. А главные проверки еще впереди...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений