Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Торговля без границ. На каких условиях ВТО пустит Беларусь на общий рынок

Фото:AFP/Fabrice COFFRINI

27 лет. Именно столько Беларусь ведет переговоры по вступ­лению во Всемирную торговую организацию – одну из самых влиятельных структур, регулирующую международные торговые отношения между государствами в условиях глобализации финансового капитала. Первая заявка подана нами в далеком 1993 году. Членство в этой организации гарантировало бы производителям выходы на новые торговые рынки, повысило бы инвестиционную привлекательность Беларуси и улучшило бы имидж нашей страны на международной арене. Но непростой 2020 год внес коррективы в работу национальных и международных институтов. И ВТО – не иск­лючение.

Партнеры Беларуси по ЕАЭС свое­временно пополнили список государств – членов ВТО. Кыргызстан добился этого права в 1998-м, Армения – в 2003-м, Россия – в 2012-м. Последним, в 2015 году, подключился Казахстан. Активная фаза переговоров по перспективам членства в ВТО для Беларуси пришлась на 2016 год.

Кстати, так долго переговорный процесс длится не потому, что капризничает «принимающая сторона». Просто официальный Минск в некоторые периоды брал паузу на раздумья: настолько ли выгоден такой статус для экономики нашей страны. Ведь наряду с «плюшками» (среди них – активизация торговой политики Беларуси) есть и подвод­ные камни: больше всего власти пугало требование о либерализации экономики, не было единого мнения об уровне тарифной защиты и допустимой степени государственной поддержки тяжелой промышленности и агропромышленного комплекса. Хотя ВТО не отменяет возможность субсидирования промышленных предприятий. Разрешено экспортное кредитование, но запрещены субсидии, связанные с экспортом товаров (вывозные) либо с закупкой продукции на внутреннем рынке (импортозамещающие).

 

Как было

Еще до вступления России Беларусь и Казахстан обсуждали синхронизацию условий, на которых страны поочередно войдут в состав ВТО. Это делалось для того, чтобы требования торговой организации не шли в разрез с единой экономической политикой, разрабатываемой в рамках ЕАЭС. Но российская сторона сначала пополнила ряды Всемирной торговой организации, а потом предложила отстраивать интеграционное взаимодействие в рамках ЕАЭС и ТС ЕАЭС по шаблону ВТО. Астана же о своих намерениях стать частью ВТО Минск даже не уведомила. И для Беларуси самым сложным сейчас остается даже не стать частью ВТО, а выдержать политические и экономические последствия от этого решения, которые могут последовать со стороны России и Казахстана.

В сентябре 2015 г. Минск согласовал «дорожную карту» по вступлению в ВТО. Этот документ дал старт рабочей группе по присоединению нашей страны к организации. В качестве экспертов – представители 47 стран. Среди позитивных моментов отмечено то, что наши производители получат доступ к механизмам отстаивания своих торговых интересов. А Беларусь улучшит собственные рейтинговые позиции, касающиеся заимствований, размещения ценных бумаг, а также получения гарантийных инструментов для осуществления внешней торговли. Членство в ВТО гарантирует возможность использования правовых механизмов для решения споров с зарубежными партнерами. Также нашу экономику минимально затронут последствия «торговых войн».

Но вступление в ВТО – не панацея для тех стран, которые не готовы провести реформирование системы регулирования экономики. Беларусь имеет довольно внушительный список малоэффективных госпредприятий с устоявшейся практикой их субсидирования. Это же касается и поддержки сельхозпроизводителей. Без проведения институциональных реформ либерализация рынка не приведет к экономическому рывку. Это стало понятно по опыту Грузии, которая поспешно согласилась на предложенные ей условия и вошла в состав ВТО в 2000 году. А позже столкнулась с трудностями при выполнении взятых на себя обязательств.

 

Что теперь

В 2019 году белорусская сторона совместно с Секретариатом ВТО разработала «дорожную карту» завершения присоединения Беларуси к организации. Предложения Сек­ретариата в целом одобрены правительством нашей страны. Сейчас в стадии реализации 5 фаза проекта, в рамках которой планируется создание Национального центра по воп­росам ВТО. До 31 декабря 2020 г. Центр будет выполнять консультативную функцию и проведет анализ экономических последствий членства. Также будут выработаны рекомендации по совершенствованию национального законодательства и оказана экспертная поддержка по вопросам работы Беларуси в органах ВТО. В феврале первый заместитель министра иностранных дел нашей страны Андрей Евдоченко сообщил, что ведомство считает возможным вступление Беларуси в организацию в конце 2020 – начале 2021 года. По идее это должно было произойти по итогам 12-й министерской конференции ВТО, которая планировалась с 8 по 11 июня в Астане. Но пандемия скорректировала планы, и событие отложили на более поздний срок: июнь или декабрь 2021 г. либо даже июнь 2022 г.

В начале июля глава МИД Владимир Макей анонсировал выход переговоров на финишную прямую. Двусторонние переговоры по доступу на рынок успешно завершены с 22 государствами. На очереди самые сложные – США, ЕС, Канада, Бразилия, Украина и Новая Зеландия.

Пока Беларусь не планирует снижать импортные пошлины относительно действующих в ЕАЭС на ряд товаров, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда для нашей продукции будет восстановлена граница. Переговорщики планируют придерживаться жесткой позиции по уровню тарифной защиты. Поэтому эксперты заявляют, что серьезных изменений на внутреннем рынке Беларуси не произойдет. В то же время частные предприятия ощущают, что со вступлением в ВТО бизнес-климат в стране станет комфортнее.

Однако пандемия COVID-19 поставила под вопрос бонусы, которые много лет привлекали в ВТО все новых членов. Рынки теряют емкость, страны озабочены соблюдением в первую очередь национальных интересов и поддержанием на плаву своих экономик. А белорусские влас­ти снова сделали упор на политику импортозамещения. 4 июня Александр Лукашенко потребовал от правительства принять меры по защите внутреннего рынка от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в нашей стране. Кроме того, на вступление Беларуси в ВТО может оказать влияние внутриполитический кризис, который запустился еще летом, перед президентскими выборами. Страны ЕС и США хотят видеть приверженность белорусских властей принципам либерализации рынка и их готовность к проведению смелых реформ. Пока же очевидно, что власти продолжат дотировать флагманы промышленности, ориентированные на экспорт. Ведь это обеспечивает приток валюты в страну. И если принять во внимание еще и неясные временные рамки внутриполитического кризиса, с которым столкнулась наша страна, даже если Беларусь и продолжит уверенное движение навстречу единому торговому пространству, неясным остается, ответит ли взаимностью «костяк» ВТО.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений