$

2.0500 руб.

2.2619 руб.

Р (100)

3.1842 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Приватизация

Торг может начаться в этом году

15.01.2002
Российские олигархи давно присмотрели ведущие белорусские предприятия

19 декабря 2001 года Александр ЛУКАШЕНКО провел совещание по проблемам развития нефтехимического комплекса страны, на котором озвучил ключевые подходы к приватизации ведущих отечественных предприятий, а также потребовал от правительства до 25 января 2002 года положить ему на стол результаты переговоров с потенциальными инвесторами (прежде всего российскими) и предупредил о недопустимости волокиты там, где есть хорошие предложения.

Похоже, белорусские власти поняли, что отечественным предприятиям, имея ограниченные собственные ресурсы и заметное отставание в техническом развитии, в ближайшее время трудно будет рассчитывать на выживание на российском рынке. К тому же Россия все больше начинает играть по западным правилам и вскоре можно ожидать снятия ею многих таможенных барьеров. Следовательно, ситуация еще более усугубится. Без внешних инвестиций шансов у наших предприятий нет.

Во всем мире приватизация стратегических для национальной экономики предприятий проводится по индивидуальным проектам. Судя по всему, в ближайшее время этот процесс начнется и в Беларуси. Российские компании давно "вписали" ведущие белорусские предприятия в стратегию своего бизнеса и готовы посостязаться за их покупку.

Страсти вокруг МАЗа

Самые горячие страсти в минувшем году разгорелись вокруг ожидаемого включения Минского автомобильного завода в дочернюю структуру финансово-промышленной группы "СибАл" -- холдинг "РусПромАвто".

Но лишь на финише минувшего года в правительство Беларуси официально поступил меморандум, содержащий предложения СибАла.

Потребность в инвестициях на МАЗе, который сегодня контролирует более 30% российского рынка большегрузных автомобилей, составляет около 270 млн.USD. Завод умудряется в сегодняшней крайне непростой экономической ситуации получать прибыль свыше 10 млн.USD, но этого недостаточно для инвестирования. Предполагаемая сумма инвестиций в 50 млн.USD, которая на протяжении минувшего года называлась неоднократно, пока не подтверждена оценкой.

МАЗ полностью зависит от монопольного поставщика дизелей из России -- Ярославского моторного завода, который некоторое время назад перешел под контроль "СибАла". Еще одну реальную угрозу Минскому автозаводу специалисты видят в том, что Россия может запретить импорт тяжелых грузовиков, не отвечающих стандарту ЕURО-2. Минчане пока не способны перейти на выпуск таких машин из-за недостатка экологически чистых двигателей, поскольку Ярославский моторный способен обеспечить "зелеными" двигателями лишь 1/3 от производственной программы МАЗа.

Инвестиционные предложения российской ФПГ сейчас проходят экспертизу в ведущих министерствах и ведомствах Беларуси, после чего поступят в правительство и к Президенту. По мнению экспертов, камнем преткновения может стать не только выработка процедуры перехода МАЗа под контроль "РусПромАвто" (а в этом контексте и методика оценки), но и создание эффективного механизма, который бы обеспечил соблюдение прав как инвестора, так и государства.

Передел пивного рынка начался

Минувший год в истории белорусской пивоваренной отрасли можно считать этапным: к местным заводам обозначился интерес инвесторов. Одновременно несколько ведущих пивоваренных групп России, созданных в последние годы с участием известных мировых компаний, ведут переговоры о реализации инвестиционных проектов в Беларуси.

Близится к финалу подписание инвестиционного проекта петербургской "Балтики" с ОАО "Крынiца". (Пивоваренная компания "Балтика" является частью шведско-финской группы Ваltiс Веvеrаgеs Ноlding АВ (ВВН).)

Интерес к инвестированию в Беларусь, который возник у "Балтики" со второй половины 2000 года, был оформлен в конкретный проект в ходе встречи президента компании Таймураза Боллоева с Президентом Беларуси Александром Лукашенко весной 2001 года. (Минская "Крынiца" была выбрана "Балтикой" как самое крупное предприятие в отрасли). Несмотря на то что генеральное соглашение о приобретении пакета 50%+1 акция "Крынiцы" еще не подписано, "Балтика", выделив займы белорусскому партнеру, уже приступила к первому этапу реконструкции завода. Как уже сообщалось, завершить его планируется в марте 2002 года.

Реализация первого этапа реконструкции на "Крынiце", в который "Балтика" инвестирует 24,5 млн.USD, предполагает довести годовые объемы минского завода с 7,3 млн.дал до 10 млн., а в перспективе -- и до 30 млн. дал.

Приход на белорусский рынок "Балтики" заставил национальных производителей пива активизировать поиски инвесторов и усилить лоббирование своих интересов. По оценкам специалистов Белгоспищепрома, практически каждый отечественный пивзавод нуждается в инвестициях от 15 млн.USD до 25 млн. USD.

Создано СП с Ассоциацией пивоваров Литвы на "Речицапиво", СП с чешской фирмой на гомельском заводе "Арагаст" и СП с российским инвестором в Мозыре. Недавно английская компания "Артрэйд" подписала протокол о намерениях в отношении Оршанского и Полоцкого пивзаводов.

Проявляют интерес к ведущим производителям белорусского пива "Очаково" и "Ассоциация пивоварен Ивана Таранова" ("Ассоциация ПИТ"). "Очаково" заинтересована в покупке Слуцкого пивзавода, а Ассоциация -- заводов в Бресте и Бобруйске. Пока ведутся переговоры.

В соответствии с протоколом о намерениях, подготовленным ОАО "Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" и Слуцким пивзаводом, москвичи планируют довести объемы выпуска пива на этом предприятии до 5 млн. дал в год. "Ассоциация ПИТ", готовящаяся объявить о начале реализации своих инвестиционных проектов на Брестском и Бобруйском заводах, предполагает за 3 года развить на них мощности до 20 млн. дал пива в год.

В минувшем году активизировалась "Ассоциация пивоварен Ивана Таранова" (контрольный пакет акций принадлежит американской компании Dеtrоit Вrеwing Соmраnу). Эта компания ведет сейчас переговоры о покупке блокирующих пакетов акций заводов в Бресте и Бобруйске. Эксперты не исключают того, что "ПИТ" может построить здесь завод с нуля. Возможные инвестиции компании в Беларусь могут составить 30 млн.USD, освоить которые планируется в течение трех лет. Они будут направлены на создание мощностей по выпуску 20 млн.дал.

Правда, надо учитывать, что у директоров пивоваренных заводов поле для ведения переговоров и принятия стратегических решений достаточно узкое.

Для инвестора важно выкупить контрольный пакет или блокирующий пакет акций при условии, что эти деньги уйдут не в госбюджет, а на развитие завода. Инвестиционный проект "Балтики" с ОАО "Крынiца", как известно, предполагает реализацию именно такой схемы. Механизм проведения вторичной эмиссии позволяет направить финансовые потоки в развитие создаваемого совместного предприятия.

Возможно ли такую же схему применить на других пивоваренных предприятиях -- еще вопрос, поскольку все они находятся в областной собственности. Поэтому следует ожидать, что успех того или иного инвестпроекта будет зависеть от позиции облисполкома, и в первую очередь губернатора.

Белорусская нефтехимия -- самая привлекательная сфера

Нешуточные закулисные страсти разгорелись по поводу обладания белорусскими предприятиями нефтехимии, которые известные российские компании не прочь включить в сферу своих бизнес-интересов.

В декабре 2001г. правительство Беларуси рассмотрело перечень инвестиционных проектов, намеченных к реализации в 2002 году. В числе предприятий называются "Полимир", "Нафтан", "Азот" и т.д.

Претенденты на их покупку известны: это "Славнефть", "Сургутнефтегаз", "Итера", "Газпром" и "ЛУКОЙЛ".

"ЛУКОЙЛ" давно предлагает свое участие в строительстве новой установки по производству полиэтилена низкого давления на Новополоцком ПО "Полимир" (объем инвестиций -- около 100 млн.USD), он также готов принять участие в акционировании "Нафтана" и направил в белорусское правительство предложения по акционированию "Азота".

Претендует на участие в акционировании "Полимира" и российско-белорусская компания "Славнефть", которая реализует крупнейший проект по строительству комплекса каталитического крекинга на Мозырском НПЗ (в строительство и строймонтаж уже вложено 50 млн.USD). Реализация этого проекта для "Славнефти" является ключевой задачей, ибо он позволит компании не только расширить продажу горючего, но и, что главное, даст ей шанс стать одним из серьезных игроков на рынке нефтехимической продукции.

Компания уже создала в Беларуси совместные предприятия "Славнефтехим" и "Славнефтегаз", которые налаживают поставки углеводородного сырья на "Азот" и новополоцкий "Полимир". Прямые инвестиции в белорусскую нефтехимию "Славнефть" оценивает в 200 млн.USD.

Неожиданно для многих о своем желании поучаствовать в приватизации белорусских предприятий заявил "Сургутнефтегаз". Эта компания внесла в белорусское правительство предложения по реализации конкретных инвестиционных проектов. Она предложила выступить учредителем "Нафтана" и "Полимира" и внести в развитие этих предприятий соответственно 126 и 110 млн.USD.

Помимо этого "Сургутнефтегаз" предложил правительству Беларуси вести совместную добычу нефти на территории РФ, подчеркнув, что на первом этапе компания готова самостоятельно финансировать разработки месторождений, а Беларусь впоследствии оплатит свою долю в совместном проекте акциями "Нафтана" и "Полимира".

А.Лукашенко одобрил предложения. Тем не менее это не помешало ему во время московского визита 29 ноября обсудить с президентом компании Вагитом Алекперовым возможное участие "ЛУКОЙЛа" в акционерном капитале ряда белорусских нефтехимических производств. Речь шла о "Нафтане", "Полимире", "Азоте" и о создании на их базе консорциума.

Эти вопросы А. Лукашенко обсуждал и во время своего московского визита 25 декабря 2001г. при встрече с президентом "Славнефти" Михаилом Гуцериевым и президентом "Сургутнефтегаза" Владимиром Богдановым.

Официально сообщалось, что "нефтяной" союз поможет загрузить нефтью белорусские НПЗ: 10 млн.т готова поставить компания "Сургутнефтегаз" и 5 млн.т -- "Славнефть". Таким образом, две компании заявили о своем стремлении закрыть все потребности в нефти Мозырского НПЗ и "Нафтана". Главная причина подобного энтузиазма -- грядущая приватизация ведущих белорусских предприятий -- "Нафтана" и "Полимира".

На самом деле речь идет о создании альянса "Славнефти" и "Сургутнефтегаза" для участия в акционировании северного "куста" нефтехимических предприятий -- "Нафтана", "Полимира" и ТЭЦ-2 (на чем настаивает А.Лукашенко).

Во время поездки по Витебской области 30 октября 2001г. Президент Беларуси заявил о готовности акционировать ведущее предприятие отечественной нефтехимии -- ПО "Полимир" вместе с "Нафтаном", поскольку "тот стоит "за забором". И кроме того, "не может же "Полимир" везти сырье из Сибири".

При этом А.Лукашенко обставил акционирование несколькими условиями: это инвестиции в предприятие, сохранение трудового коллектива, социальной сферы и обеспечение поступлений в городской бюджет в больших объемах, чем были раньше.

"Белшину" тоже присмотрели

Белорусский шинный комбинат "Белшина" может быть акционирован с участием одного из лидеров российского шинного бизнеса.

В минувшем году руководство российского холдинга "Амтел" направило предложения Президенту Беларуси по участию в создании совместного предприятия на "Белшине" или же в акционировании белорусского шинного гиганта. Причем руководство "Амтела" сразу оговаривает: если А.Лукашенко разрешит акционирование, то холдинг намерен приобрести контрольный пакет (51%) "Белшины".

Весь инвестиционный проект, по некоторым данным, "Амтел" оценивает в 100 млн.USD. Причем живыми деньгами "Амтел" готов "хоть сейчас" вложить 30 млн.USD.

Российский холдинг заявил о готовности совместно с "Белшиной" развивать производство самых перспективных легковых шин на основе западных технологий.

Бобруйский шинный комбинат (БШК) в свое время был создан под обеспечение комплектацией советских автомобилестроительных предприятий. У комбината всего лишь два отечественных поставщика комплектующих -- гродненское "Химволокно" и БМЗ. Поэтому БШК полностью зависим от поставок извне. В структуре себестоимости сырье и материалы составляют до 60%, энергетика -- почти 20%. На "Белшине" работают сегодня 14 тыс. человек.

К тому же "Белшина" -- один из крупнейших потребителей сырья, а также производитель качественной и по отдельным видам монопольной продукции. БШК экспортирует в страны дальнего зарубежья почти столько же шин, сколько вся шинная индустрия СНГ.

В прошлом году предложения об участии в акционировании "Белшины" поступили со стороны российских холдингов "Амтела", "СИБУРа" и даже "ЛУКОЙЛа".

Белорусская сторона готова принять предложения российских холдингов. Дело в том, что, оставшись в стороне, белорусские предприятия рискуют потерять традиционные рынки. В частности, "Амтел" уже заявил о своем желании частично потеснить с кордного рынка Белорусский металлургический завод.

Кроме того, на Красноярском заводе "Амтел" намеревается выпускать шины для карьерных самосвалов. Белорусская сторона готова предложить холдингу организовать это производство в Беларуси. А тем временем "амтеловцы" уже начали сманивать к себе ведущих белорусских специалистов, предлагая им зарплату в несколько тысяч долларов.

Острота ситуации заключается в том, что интерес к "Белшине" сохраняет также аффилированный с российским "Газпромом" нефтехимический холдинг "СИБУР", который производит различные компоненты для шинной промышленности и сами шины на Ярославском шинном заводе.

На очереди "Азот"

Во время поездки в Гродненскую область 6 ноября 2001г. А. Лукашенко заявил о возможности акционирования крупнейшего производителя минеральных удобрений и капролактама в Беларуси -- ПО "Азот".

В течение 7 лет шла невидимая схватка за приватизацию этого предприятия, в орбиту которой на одном из этапов был вовлечен даже Борис Ельцин. ПО "Азот", как известно, специализируется на производстве минеральных удобрений и использует в качестве сырья природный газ, а расплачивается за его поставки своей продукцией. В этом смысле предприятие всегда было интересно "Газпрому". В течение 1995--1996гг. было разработано 7 проектов разгосударствления, однако ни один из них не был доведен до логического конца.

Сразу после президентских выборов на "Азот" прибыли специалисты "ЛУКОЙЛа", которые в течение нескольких дней знакомились с экономикой предприятия.

В начале октября представители "ЛУКОЙЛа" и "ИТЕРЫ" провели в Беларуси очередной этап переговоров с руководством объединения и концерна "Белнефтехим". Они предложили бизнес-проекты о совместной деятельности и акционировании "Азота".

Обсуждались возможности участия российских нефтяных компаний в проектах по развитию нефтяной и нефтехимической промышленности Беларуси. В рамках этих переговоров состоялись встречи не только с руководством "Азота", но и "Нафтана", "Полимира" и могилевского "Химволокна". Создана рабочая группа, в которую вошли представители перечисленных белорусских предприятий и российских компаний. Свои предложения по участию в акционировании "Азота" передали также представители "Газпрома".

Однако сейчас "Азот" в результате изменившейся рыночной конъюнктуры оказался в тяжелейшем финансовом положении: убытки по результатам 9 месяцев в объединении достигли 6 млрд.ВYR. За всю 30-летнюю историю химического гиганта нынешняя ситуация -- одна из сложнейших.

Поэтому при посещении "Азота" А. Лукашенко заявил, что решение об акционировании объединения он примет лишь после проверки его Комитетом госконтроля, т.е. в том случае, если причины нынешнего экономического кризиса объединения окажутся "прозрачными".

Президент подчеркнул, что на первом и втором этапах государство "в любом случае" сохранит контроль над "Азотом". А предпочтение будет отдано компании, имеющей собственные ресурсы газа. "Азот", как известно, потребляет 10% от всего объема газа, импортируемого в Беларусь (4 млрд. кубометров из 16 млрд.).

"СибАл" подбирается к Минскому подшипниковому заводу

Вслед за МАЗом, который сегодня ориентирован на вхождение в холдинг "Руспромавто", контролируемый российской промышленной группой "СибАл", в орбиту ее интересов попало открытое акционерное общество "Минский подшипниковый завод". Состоялись предварительные переговоры руководства МПЗ с командой менеджеров "СибАла".

Интерес "СибАла" к МПЗ вполне закономерен. Минский подшипниковый завод (раньше числился под номером 11) в советское время специализировался на производстве роликосферических подшипников, этой уникальной номенклатуры МПЗ.

Именно роликосферические подшипники сегодня востребованы в ресурсодобывающих отраслях -- энергетике, металлургии, тяжелом машиностроении и т.д. Согласно маркетинговым исследованиям, ситуация на растущем российском рынке в текущем году показывает возможность роста продаж минских подшипников на 20% к уровню прошедшего года.

Несколько лет назад интерес к предприятию проявил один из ведущих мировых производителей подшипников -- шведская фирма SКF, владеющая 20% мирового рынка подшипников. С 1998г. МПЗ вел переговоры о создании совместного предприятия с SКF. Создание СП позволило бы белорусскому производителю расширить рынки сбыта роликосферических подшипников в странах СНГ, Восточной Европы и Южной Америки за счет использования дилерской сети SКF. Однако проект так и не был реализован.

В сопредельных государствах приватизация подшипниковых заводов практически завершилась. К руководству пришли молодые менеджеры, не обремененные старыми стереотипами. Капиталисты. Прежде всего они передали социальную сферу муниципальной власти. Затем решительно освободились от лишних помещений, оборудования, нерентабельной продукции и т.д. Что касается лишнего персонала, то его, как правило, перемещают на другое производство. "Основной закон для менеджерского состава -- прибыль! Хозяину только это надо", -- говорит замгенерального директора МПЗ А.Прохорчик.

Следует учесть, что сегодня основной рынок сбыта белорусских подшипников -- российский. Это платежеспособный и быстро растущий рынок. В России завершилась депрессия металлургической промышленности, поднимаются горно-обогатительные комбинаты, шахты, энергетика, крупное машиностроение -- именно те предприятия, которые востребуют группу минских подшипников.

Но борьба за российский рынок идет отчаянная. И в этой борьбе работает только один критерий: цена в соотношении к качеству. Чтобы выдержать конкуренцию в обозримой перспективе, в МПЗ нужно инвестировать порядка 150--170 млн.USD. Вкладывать же в собственное развитие завод может сегодня немного. Не стимулирует внутренняя политика, поскольку таможенная пошлина в цене нового оборудования составляет до 30% его стоимости.

Чтобы успеть занять эту развивающуюся нишу, МПЗ уже сегодня нужны инвестиции. Предприятию не хватает оборотных средств, чтобы раскрутить самую эффективную роликосферическую группу подшипников (по отдельным позициям их рентабельность достигает 100--120%), номенклатура которых составляет 50--60% стоимостного выпуска подшипников МПЗ.

"Если не будет положительного решения, то нас, как и другие белорусские предприятия, ждет незавидная судьба", -- говорит А.Прохорчик.

Правила игры

Выступая 19 декабря 2001 года на совещании по проблемам развития нефтехимического комплекса страны, А. Лукашенко сформулировал правила приватизации отечественных предприятий.

Президент подчеркнул, что власти пойдут на приватизацию не ради самой приватизации, а исключительно с целью улучшения жизни людей, приватизация будет проводиться "с точки зрения повышения эффективности работы предприятий, привлечения инвестиций, сохранения социальных гарантий для трудовых коллективов".

А.Лукашенко особо отметил, что в процессе приватизации должна быть обеспечена социальная защита трудящихся. "Инвестор должен знать, что увольнения трудящихся в Беларуси не допускаются, равно как не может быть выброшена на задворки социальная инфраструктура предприятия", -- подчеркнул Президент. При этом "зарплата у людей должна неуклонно расти и отчисления в бюджет -- тоже".

Как было отмечено, право на участие в приватизации белорусских предприятий получат только профильные компании, которые располагают собственными сырьевыми ресурсами и специальными знаниями в данной сфере. У них должно быть достаточно денег: "приватизация в Беларуси будет осуществляться только за деньги. Есть деньги -- будем вести разговор". "Но деньги сомнительного происхождения нам не нужны, они должны быть "прозрачными", -- подчеркнул А.Лукашенко.

В качестве обязательного условия доступа к приватизации ставится "обеспечение технологической целостности нефтехимического комплекса и энергетической безопасности белорусского государства". "Мы будем приватизировать не отдельные предприятия, а целые комплексы, с тем чтобы не разрушить их, -- предупредил А.Лукашенко. -- Любой инвестор должен знать, что этот вопрос будет перед ним поставлен".

Например, новополоцкий "Нафтан" нельзя будет рассматривать в отрыве от "Полимира" и ТЭЦ. Таким образом, считает белорусский Президент, акционирование заводов обеспечит целостность экономики и будет способствовать безопасности государства.

По словам Президента, в Беларуси будет применяться "очень сложный механизм приватизации". Без согласия трудового коллектива, руководства предприятия и местных властей ни о какой приватизации не может быть речи. "Все должно быть открыто, честно и гласно, на основе конкурса", -- заверил глава государства.

При этом А.Лукашенко подчеркнул, что контрольные пакеты акций стратегических предприятий на первом этапе останутся в руках государства. "И лишь спустя несколько лет, когда мы убедимся в серьезности намерений иностранного инвестора, можно будет вести переговоры о продаже ему контрольного пакета акций", -- сказал он, отметив далее, что "государство в любом случае будет осуществлять контроль за деятельностью приватизированных предприятий с целью обеспечения национальной безопасности".

Президент также жестко предупредил правительство, что при проведении приватизации "не должно быть крена в одну сторону", он считает, что в этом процессе должны участвовать не только российские компании, но и европейские. "Если Европа будет "завязана" на нашу экономику, с ней будет проще разговаривать, поскольку она сама будет заинтересована в разговоре", -- сделал вывод выступающий.

Что касается акционирования крупных предприятий, в том числе нефтехимического комплекса -- как отметил директор департамента по управлению государственным имуществом Минэкономики Олег Мельников, -- сама эта процедура длительная и в соответствии с национальным законодательством составляет до 8 месяцев. То есть сначала предприятие должно быть акционировано, а привлекать инвестиции в эти предприятия предполагается на следующим этапе. По словам О.Мельникова, механизм будет "прозрачным" и цивилизованным: продажа госпакетов акций будет проходить на инвестиционных конкурсах.

Автор публикации: Татьяна МАНЕНОК


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы