Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
14.09.2012 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОЧЕЧНЫЕ ФАКТЫ©

В Беларуси отменяется планирование приватизации госимущества и сужаются полномочия Госкомимущества на принятие решений при его продаже. Соответствующий Декрет № 8 (см. Информбанк, с.1), которым внесены изменения и дополнение в декреты от 20.03.1998 № 3 и от 14.04.2008 № 7, Президент Беларуси подписал 10 сентября.

В Беларуси отменяется планирование приватизации госимущества и сужаются полномочия Госкомимущества на принятие решений при его продаже. Соответствующий Декрет № 8 (см. Информбанк, с.1), которым внесены изменения и дополнение в декреты от 20.03.1998 № 3 и от 14.04.2008 № 7, Президент Беларуси подписал 10 сентября.

Отныне приватизация будет осуществляться без формирования 3-летних планов, предусмотренных Законом от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в редакции, принятой Законом от 16.07.2010 № 172-З. Соответственно списки госпредприятий, которые должны акционироваться, и ОАО, чьи акции, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, более не понадобятся.

Такое решение не стало сенсацией — о нем говорилось еще весной (см. «ЭГ» № 26, 33, 34). Выступая в мае с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Президент Александр Лукашенко заявил, что «опубликование заранее списков приватизируемых предприятий — это унижение работников, которые работают на этих предприятиях. Люди очень болезненно на это реагируют».

Собственно, планы приватизации на 2008 — 2010 и 2011 — 2013 гг., утв. постановлениями Совмина от 14.07.2008 № 1021 и от 21.03.2011 № 348, и без того систематически не выполнялись. Однако их принятие, осуществленное под давлением МВФ, а затем — Антикризисного фонда ЕврАзЭС, служило свидетельством серьезности реформаторских намерений белорусских властей. Но обещания широкой приватизации довольно быстро были заглушены декларацией незыблемости «точечного» подхода, по сути консервирующего доминирование государственной собственности.

Декретом № 8, вступающим в силу с 1.10.2012 г., отменяется также согласование с Госкомимуществом (местными исполнительными и распорядительными органами) дополнительных эмиссий акций в ОАО, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности. Вторая и последующие эмиссии акций ОАО, перерабатывающих сельхозпродукцию, созданных в процессе приватизации госпредприятий, будут проводиться по согласованию с Президентом на основании предложений Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома. Кроме того, отменяются полномочия Госкомимущества на принятие решений о продаже и понижении начальной цены продажи принадлежащих РБ акций ОАО.

Разумеется, установленный Декретом № 8 порядок можно расценивать как «гибкий» и «оперативный». Но для многих инвесторов и отечественных, и, в гораздо большей степени, зарубежных, он послужит свидетельством непрозрачности и непредсказуемости политики в сфере приватизации, что не лучшим образом скажется на инвестиционном климате страны. Если «живые» планы не гарантировали фактических институциональных преобразований, то теперь их перспективы и вовсе становятся призрачными.

Впрочем, есть вещи поважнее инвестиций. Например, полный контроль чиновников над основной массой собственности в республике, являющийся залогом сохранения уникальной белорусской социально-экономической модели. К тому же если нет плана, то и отчитываться об его неисполнении не придется...

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений