Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
14.05.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможенно-союзное строительство

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана влечет установление единых правил декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. До полной унификации всех таможенных проц...

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана влечет установление единых правил декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. До полной унификации всех таможенных процедур и правил осталось совсем немного времени: на белорусско-российской границе — через полтора месяца, а еще через год — на казахстанско-российской.

Судьба сертификатов о происхождении товаров, НДС, растаможивания товаров из третьих стран, статуса добросовестных участников ВЭД и таможенных агентов, внесения залоговых сумм — вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждавшихся за круглым столом, организованном в ходе V Форума управленцев, при участии специалистов МИДа, Минфина и ГТК.

Сохраним и приумножим лучшее

В границах единой таможенной территории отменяются таможенный контроль и таможенное оформление (правда, статдекларирование сохранится). И в торговле с Казахстаном, как сегодня — с Россией, взимать НДС и акцизы тоже будут налоговые органы. Соответствующий механизм, как пояснила начальник отдела платежей ВЭД и международных налоговых соглашений Минфина Любовь Тарарышкина, будет регламентироваться соглашением о регулировании вопросов косвенного налогообложения в рамках ТС, а также тремя протоколами: о контроле над перемещением товаров на единой таможенной территории ТС; о регулировании вопросов косвенного налогообложения работ (услуг); о регулировании деятельности СЭЗ.

Так, при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров появится ряд полезных новшеств, в частности, в отношении предоставления нулевой ставки НДС по договорам финансового лизинга, применения льготы при ввозе отдельных видов товаров. С 1 июля срок представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, увеличится с нынешних 90 до 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. До получения подтверждения в течение этого срока экспортеры смогут не отражать оборот по реализации товаров в качестве объекта налогообложения. По товарам, импортированным по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на них лизингополучателю, уплата НДС предусмотрена ежемесячно в размере стоимости предмета лизинга. Предусмотрены единые для трех государств требования к определению налоговой базы уплаты НДС и акцизов при ввозе товара (либо предмета лизинга) на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого. Протокол закрепляет право государства — члена ТС применять к импортированным на его территорию из других членов ТС товаров ставки косвенных налогов, установленные своим законодательством. Это существенно: сегодня в Беларуси применяется ставка НДС 20%, в РФ — 18%, в Казахстане — 12%.

Проекты соответствующих соглашений будут рассмотрены комиссией ТС 21 мая.

Директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД В.Садохо постарался успокоить резидентов свободных экономических зон, озабоченных сохранением своих льгот в рамках ТС. «В Инвестиционном кодексе есть норма о том, что государство обязуется в течение 7 лет не ухудшать условия ведения бизнеса для иностранных инвесторов, — заявил представитель МИД. — И мы не можем дезавуировать данные решения. Об этом знает и российская, и казахская стороны».

Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Леонид Досов отметил, что реализация схемы растаможивания товаров в Казахстане и последующего свободного их ввоза в Беларусь — это вопрос единого экономического пространства, которое еще предстоит создать к 1.01.2012 г. Пока приобретение статуса товара Таможенного союза ведется по стране назначения, например, если товары направляются в Казахстан, они должны быть выпущены там в свободное обращение. При этом на общей таможенной территории понятие «товаров из третьих стран» уходит, добавила Л.Тарарышкина. НДС будет взиматься по всем перемещаемым товарам. А ввозные таможенные пошлины будут собираться каждой страной-участницей на внешней границе ТС, а затем распределяться между бюджетами союзников в согласованной пропорции. Поэтому необходимость в повторном таможенном оформлении товаров из третьих стран отпадает.

Таможенных агентов в Беларуси очень беспокоит судьба своего бизнеса. По мнению чиновников, в течение полугодового переходного периода все проблемы с их лицензированием должны решиться. Видимо, предполагается, что за это время белорусы соберут требуемые для выполнения лицензионных требований суммы.

Своеобразной мерой защиты внутреннего рынка в РБ является сегодня система маркировки ряда товаров. Это не устраивает российскую сторону, но отмена грозит ростом импорта, в т.ч. контрафактной продукции. Такая проблема еще не урегулирована и, по словам В.Садохо, продолжает обсуждаться. Первый секретарь посольства Казахстана в РБ Болат Ибрагимов добавил, что важно устранить опасения о том, что с 1 июля контрабандный товар хлынет с территории Казахстана и РФ в Беларусь. Сегодня в Казахстане ставки таможенных пошлин для физлиц ниже, чем в РБ и РФ, — примерно 0,6 EUR за 1 кг (для сравнения: в РБ — 2 EUR/1 кг). «Поэтому у нас дешевле проходить таможенное оформление, а потом ввозить товар в РФ или РБ, — признал дипломат. — К июлю будет доработано соглашение о перемещении товаров физическими лицами — будет единая таможенная пошлина для ввоза ими товаров. Купив товар в Китае, граждане смогут его свободно перемещать, ввезти товар из Европы и оформить на территории РБ и везти дальше».

Слитно или раздельно

Недоумение у белорусов вызывают периодические заявления высокопоставленных российских чиновников о возможном самостоятельном вступлении России в ВТО. Ведь изначально декларировалось, что союзники вступают в эту организацию вместе. Б.Ибрагимов отметил, что стартовые позиции у союзников различны: Россия провела переговоры о вступлении в ВТО на 90%, Казахстан — на 70%, РБ — примерно на 50%. Поэтому каждое государство будет вступать в ВТО отдельно, но в рамках единой позиции, которую, правда, еще предстоит выработать созданной для этого рабочей группе. Заметим, что это не вполне объясняет слова вице-премьера РФ Игоря Шувалова о скором вступлении в ВТО России. Но В.Садохо предложил не забывать, что устные заявления не дезавуируют письменные соглашения. Окончательное же решение будут принимать главы государств. При этом директор департамента признал, что Россия гораздо дальше продвинулась в приведении национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО и в переговорном процессе. При этом ни одна из трех стран не отозвала свои заявки на суверенное вступление в ВТО, что позволяет РФ продолжать переговоры индивидуально. «Нам бы хотелось все же вступать в едином формате, — сказал В.Садохо, — т.к. поодиночке это сделать сложнее. С другой стороны, вступать в ВТО такой стране, как Беларусь, в определенной мере проще — мы оказываем меньшее влияние на мировые рынки». Поэтому, В.Садохо считает, что догнать РФ в этом вопросе не составит для нас большого труда.

Добавим, что ни страны — члены ВТО, ни администрация этой организации до сих пор не определились с мнением о беспрецедентной попытке группового вступления в ВТО. И упорство, с которым россияне повторяют о своей возможности опередить Беларусь и Казахстан, наводит на мысль, что участники ТС, возможно, по-разному понимают как принятые документы, так и свой союзнический долг.

Оксана КУЗНЕЦОВА
 
Тем временем
План действий по формированию единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана на 2010–2011 гг. предусматривает разработку на основе единых принципов и правил в сфере технического регулирования 38 технических регламентов ЕврАзЭС.
Минпромторг РФ намерен до сентября представить в комиссию ТС проект новых технических регламентов о требованиях к бензинам и дизельному топливу, к безопасности колесных транспортных средств и о выбросах автомобильной техникой вредных веществ, которые должны вступить в силу с 1.01.2011 г. Документы, унифицирующие экологические требования к автомобилям и топливу в рамках ТС, сейчас проходят согласование с другими его участниками и должны вступить в силу с 2011 г. Они отменяют запрет на производство в РФ бензина Аи-92, а также позволяют Казахстану и Беларуси в течение переходного периода отклоняться от единых требований к топливу и автомобилям, но рынок РФ при этом будет для такой продукции закрыт.
Действующим техническим регламентом в РФ с 2008 г. установлены экологические требования к топливу на уровне «Евро-2», а с 1.01.2011 г. запланирован переход на «Евро-3». Новый регламент содержит более жесткие требования к маркировке топлива. Его класс должен будет указываться даже в кассовом чеке. По мнению российских экспертов, проблемы будут и у НПЗ России и Беларуси, хотя они и готовы к переходу на «Евро-3». Заводам Казахстана понадобится время, чтобы перейти даже на «Евро-2», а также до 3 млрд. USD на модернизацию. К тому же введение нового регламента отразится на сбыте белорусской дизельной техники
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений