Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
26.02.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРУКТУРУ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕ МЕНЯЕМ©

Сегодня весь мир ищет варианты политических мер, способных ускорить экономический подъем и обеспечить его устойчивый характер. Многие ученые и аналитики полагают, что темпы роста мировой и национальных экономик, возможно, больше никогда не будут такими высокими, как раньше. На фоне глобальной рецессии интересная ситуация складывается в Беларуси. Власти хотят вернуться к высоким темпам роста ВВП, но готовы ли они заплатить за это структурными реформами?

Сегодня весь мир ищет варианты политических мер, способных ускорить экономический подъем и обеспечить его устойчивый характер. Многие ученые и аналитики полагают, что темпы роста мировой и национальных экономик, возможно, больше никогда не будут такими высокими, как раньше. На фоне глобальной рецессии интересная ситуация складывается в Беларуси. Власти хотят вернуться к высоким темпам роста ВВП, но готовы ли они заплатить за это структурными реформами?

В опубликованном недавно докладе «Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2012 год, организации работы по выполнению задач на 2013 год» министр экономики Николай Снопков отметил, что в прошлом году обеспечено достижение сбалансированного развития экономики — не считая того, что с IV квартала темп роста зарплаты был выше, чем производительность труда. Причиной этому явилось снижение ВВП — как только в его приросте начинает доминировать внутренний спрос, возникают дисбалансы.

Зато удалось существенно снизить инфляцию, обеспечить стабильность обменного курса рубля и положительное сальдо внешней торговли, улучшить сальдо текущего счета, восстановить уровень денежных доходов населения. Позитивным видится Минэкономики и опережающий рост производительности труда по отношению к ВВП (103,4% против 101,5%), прирост ВВП в целом за год за счет вклада внешнего спроса в размере 3,5%, сокращение валового госдолга с 24,9% к ВВП в 2011 г. до 23,8% в 2012-м, в т.ч. внешнего, — с 20,1% до 19%, прирост ЗВР на 180 млн. USD на фоне существенного роста выплат по внешнему долгу. Все это, говорится в докладе, свидетельствует о том, что страна гораздо меньше заимствовала и за счет работы экономики больше генерировала валюты. В середине года эффект девальвации себя исчерпал, и основа сбалансированности была достигнута за счет сжатия внутреннего спроса на 2%, жесткой денежно-кредитной политики и бюджетных ограничений. Стимулирование экономики было минимальным: инвестиции сократились, кредиты банков выросли всего на 9,8% в реальном выражении, а сумма господдержки составила 7 трлн. Br, что гораздо ниже, чем в 2011 г.

ЛОГИЧНО, что именно экономическая политика сжатия внутреннего спроса привела к сбалансированному развитию. При этом сенсационным выглядит признание, что главным фактором сдерживания роста ВВП и невыполнения прогнозного роста является не снижение государственного кредитования, а ряд других факторов. Это невыполнение параметров снижения материалоемкости по всем министерствам и концернам, за исключением Минстройархитектуры и Минэнерго (недостача 1,7 п.п. ВВП), невыполнение заданий по росту объемов промышленного производства (еще 0,1% ВВП), а также по экспорту (потери для платежного баланса страны оцениваются в 2,6 млрд. USD). Все это, как заявил Н.Снопков, подтверждает излишнюю оптимистичность мнения о том, что государственные предприятия, находящиеся в управлении республиканских органов, смогут сгенерировать мощный экономический рост в условиях привычной системы управления и доведения объемных показателей.

Еще один фактор — снижение объемов оптового товарооборота, которое не смог компенсировать рост розницы, что привело к недополучению 1,2% ВВП. Это ярко характеризует недостатки структуры экономики, когда 2 позиции (нефтепродукты и калий), зависящие от волатильности и конъюнктуры внешних рынков, значительно повлияли на прирост ВВП. Сегодня — это основной внутренний риск экономики. Ее структурная негибкость усугубляется недостаточным уровнем добавленной стоимости неконъюнктурных отраслей экономики, говорится в докладе. Развитие страны за последние 7 лет показывает, что не объем инвестиций формирует качественный экономический рост, а эффективность отдачи вложенных средств. При существенном сокращении износа основных средств (с 63,2% до 42,3%) допущен рост материалоемкости промышленной продукции на 10%, соответственно, доля материальных затрат в объеме производства выросла до 70%.

В совокупности потери ВВП составляют не менее 3,6 п.п., которых как раз не хватило для выполнения прогноза. Однако главная проблема в том, что из-за неизменности структуры экономики регионов экономическую погоду делает узкий круг валообразующих предприятий, формирующих более 50% производства и функционирующих еще со времен СССР. Дальнейшего развития потенциала областей практически не происходит. Как результат, они развиваются в основном за счет городов областного подчинения и нескольких (4–8) промышленных районов. 79 районов из 118 (или 70%) отстают в экономическом развитии от среднеобластного уровня по выручке реализации на 1 занятого и, соответственно, уровню зарплаты.

Решить структурные проблемы Минэкономики надеется с помощью модернизации. Постановлением Совмина от 12.02.2013 № 102 отобраны 711 предприятий, формирующих 60% совокупной выручки в стране, которые следует модернизировать. В Минэкономики надеются, что этого хватит, чтобы изменить показатели министерств, регионов и видов экономической деятельности. Ожидаемые результаты: рост выручки от реализации на одного работника к 2015 г.: по 711 предприятиям — в 1,7 раза (до 93,2 тыс. USD); по сельхозорганизациям — в 2 раза (до 40 тыс. USD), рост добавленной стоимости на одного работника — в 1,9 раза, до 31,7 тыс. USD.

ОСТАЛОСЬ найти деньги на модернизацию. В докладе признается, что «среди руководства организаций, министерств, концернов, облисполкомов, Мингорисполкома все чаще формируются «иждивенческие» настроения о тотальной государственной поддержке всех модернизируемых организаций; при этом забывают об условиях ее предоставления — наличие бизнес-плана и соответствующего заключения банка к нему, а также о требовании выполнения показателей эффективности». Не модернизация ради модернизации, а ради экономического роста, призывает Минэкономики, — проекты надо формировать под деньги, а не наоборот, а деньги должны направляться под конкретные высокоэффективные проекты. Чтобы решить эту проблему, нужна модернизация экономических отношений, полагает министр. Государство должно сконцентрировать усилия на развитии доминирующих предприятий и оптимизировать структуру госсобственности. Минэкономики сформировало перечень из 800 предприятий, «не соответствующих сущности государственного предпринимательства», и предлагает их приватизировать. Однако вряд ли такие предложения найдут понимание у отраслевых и областных чиновников. Напротив, сегодня в республике наблюдается усиление их контроля над предприятиями. Не одобряет приватизацию и глава государства. «Пока никакой продажи и обмена собственности не будет, — заявил Президент 22 февраля. — Это досужие рассуждения отдельных, возможно, чиновников, или тех, кто хочет прощупать, что скажет Лукашенко по поводу приватизации этих предприятий. Не дождетесь! Никто за бесценок предприятия продавать не будет. Ни одно предприятие без Президента не может быть продано, процесс приватизации в Беларуси очень серьезный».

ТАКИМ образом, попытки Минэкономики обеспечить рост путем реформирования экономики, скорее всего, разобьются о краеугольный камень белорусской модели — контроль бюрократии над всеми сколько-нибудь значимыми объектами собственности, независимо от эффективности их использования и соответствия «сущности госпредпринимательства». Впрочем, в мире эта сущность определяется простой формулой: «государство занимается лишь тем, чем невыгодно заниматься бизнесу». Хотя в нашей стране принят совсем иной подход. Но пока мы его неукоснительно придерживаемся, мир стоит на пороге серьезных перемен. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новый доклад «На пути к росту 2013», в котором сформулированы основные подходы к посткризисному развитию мировой экономики. В нем говорится, что именно структурные реформы являются для государств мощным инструментом для форсирования экономического роста, создания рабочих мест и обеспечения быстрого восстановления баланса в экономике. Среди реформ, на которых предлагает сосредоточиться ОЭСР, изменения в сфере налогообложения, бюджетного и трудового регулирования, систем социального обеспечения и образования, сокращение масштабов государственного контроля предприятий, повышение транспарентности товарных и фондовых рынков. Собственно, этих стратегий уже сегодня придерживаются многие страны ЕС, Бразилия, Мексика, Турция и другие. Парадоксально, но для модернизации и инноваций капиталистической экономике даже не нужен рост ВВП: средства для них частный бизнес может изыскать за счет увеличения эффективности использования ресурсов, а не наращивания их объема. Но у экономики, основанной на доминировании государства, так не бывает.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by