Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
23.07.2010 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Беларуси гораздо лучше удалось противостоять кризису, чем большинству соседних стран, в определенной степени благодаря политике правительства по стимулированию внутреннего спроса в условиях преимущественно государственной и контролируемой экономики. Но это дорого обошлось стране: ее способность противостоять будущим шокам снизилась, а макроэкономические риски возросли. К такому выводу пришли авторы аналитической записки «Развитие промышленности до и во время кризиса», разработанной группой экспертов Всемирного банка в тесном сотрудничестве с межведомственной рабочей группой правительства.

Беларуси гораздо лучше удалось противостоять кризису, чем большинству соседних стран, в определенной степени благодаря политике правительства по стимулированию внутреннего спроса в условиях преимущественно государственной и контролируемой экономики. Но это дорого обошлось стране: ее способность противостоять будущим шокам снизилась, а макроэкономические риски возросли. К такому выводу пришли авторы аналитической записки «Развитие промышленности до и во время кризиса», разработанной группой экспертов Всемирного банка в тесном сотрудничестве с межведомственной рабочей группой правительства.

Кризис подчеркнул риски для конкурентоспособности, создаваемые практикой установления целевых показателей для крупных и средних предприятий, особенно целевых показателей по объемам выпуска продукции и темпам роста средней заработной платы.

По оценке экспертов ВБ, высокие темпы роста объемов производства в Беларуси в 2005–2008 гг. обусловлены главным образом устойчивым ростом производительности труда, повышением финансовой и инвестиционной эффективности и улучшением условий ведения бизнеса, особенно системы администрирования налогов и доступа к кредитным ресурсам. Рост производительности в промышленности имел под собой широкую основу и обеспечивался скорее за счет внутренних усовершенствований на уровне существующих промышленных предприятий, нежели появлением новых или перераспределением трудовых ресурсов. Внутренний спрос играл более важную роль в обеспечении промышленного роста, что снизило уязвимость структуры роста к внешним шокам. В то же время темпы повышения производительности в последнее время были в среднем ниже, чем в начале десятилетия, и масштаб улучшений в разных отраслях был различен.

До 2009 г. важными источниками высоких темпов роста производительности являлись благоприятная конъюнктура спроса на мировых рынках и цен на экспортную продукцию. Особую роль играли высокий спрос в России, благо, Беларуси удалось сохранить привилегированный доступ на российский рынок, а также масштабное субсидирование предприятий, обоснованно увязанное с показателями их эффективности. Эта система была посильной для бюджета до 2008 г., а правительство обладало возможностями по реализации такой политики куда более высокими, чем в большинстве стран СНГ. Преимущественно административная система стимулов и подотчетности руководителей промышленных предприятий оставалась достаточно эффективной и практически не подверженной влиянию фактора поиска источников дополнительной ренты. Проводимая макроэкономическая политика была направлена на поддержку увеличения объемов экспорта промышленной продукции.

Однако, констатируют эксперты ВБ, на этом фоне имеется ряд тревожных сигналов касательно качества и устойчивости промышленного роста в Беларуси. Рост зарплаты опережает рост производительности, отрицательно сказываясь на конкурентоспособности промышленности (особенно обрабатывающей). Это омрачает среднесрочные перспективы и отражает, помимо прочих факторов, отсутствие гибкости на рынке труда и в системе оплаты труда, а также доминирование госпредприятий в промсекторе.

Кроме того, структура промышленного производства в Беларуси практически не изменилась. Доминируют небольшое количество крупных предприятий, использующих энергоресурсы, поставляемые из России по льготным ценам, и субсидируемое сельское хозяйство. Экономическая политика правительства фактически работает на поддержание такой структуры. Но усилился риск устаревания крупных традиционных предприятий в условиях возросшей конкуренции в период после кризиса. При этом роль малых и средних предприятий, особенно сектора услуг, продолжает оставаться скромной.

По мнению экспертов ВБ, наша страна входит в такой этап, когда экономический рост будет носить все более экстенсивный характер, поскольку истощаются возможности роста производительности за счет увеличения использования мощностей и инвестиций, позволяющих снимать «низко висящие плоды». Растет необходимость в производственных и технологических инновациях, для которых требуются не только инвестиции, но также доступ к новым технологиям и кадровый потенциал. Без этого будет снижаться доходность капиталовложений и потребуется все больше инвестиций для поддержания прежних темпов роста производства.

Краткосрочные перспективы для мировой экономики и для Беларуси остаются неопределенными, констатируют эксперты ВБ. В среднесрочной перспективе возможно сокращение спроса в мире на белорусскую промышленную продукцию по сравнению с докризисным периодом, что ограничит общий потенциал для роста в стране.

Ухудшение для промышленного роста в Беларуси в среднесрочной перспективе обусловлено, во-первых, постепенным прекращением поставок энергоносителей по льготным ценам, во-вторых — снижением мировых цен на нефть и падением спроса на мировых рынках, в-третьих, лишь частичным оживлением экономики в России. Все это сулит меньший рост белорусского экспорта по сравнению с докризисным периодом.

В столь сложных условиях для поддержания высоких темпов промышленного роста потребуются повышение производительности, инвестиции в формирование новых навыков, развитие более качественных услуг и прямые иностранные инвестиции. Повышение производительности обеспечивается за счет внедрения новых технологий, изменений в ассортименте выпускаемой продукции, а также в производственных процессах и каналах поставок. Подобную трансформацию очень сложно обеспечить в условиях существующей экономической модели. Таким образом, единственной альтернативой является углубление структурных реформ.

Эксперты ВБ считают, что правительство предпринимает усилия по повышению эффективности функционирования предприятий. Однако результаты дополнительных административных мер сегодня неоднозначны, а в среднесрочной перспективе такие меры, увеличивающие бюджетные и регуляторные издержки, вряд ли станут действенной заменой рыночных механизмов.

Расходы и масштаб традиционных программ господдержки предприятий остаются чрезмерными и непосильными для бюджета в среднесрочной перспективе. К тому же применяемые при этом механизмы являются основными барьерами для реструктуризации предприятий и более эффективного распределения ресурсов в экономике.

Программы директивного кредитования нивелируют разницу между льготным государственным и коммерческим банковским финансированием, создают дополнительные риски для банковской системы и макроэкономического управления в целом.

Важнейший стратегический вопрос — роль государства в содействии модернизации и повышении конкурентоспособности промышленного сектора с устранением существующих искажений и перераспределением господдержки от секторов, в которых Беларусь вряд ли будет иметь конкурентные позиции, при одновременном создании возможностей для роста частного сектора.

Поэтому эксперты ВБ призывают правительство по мере оживления мировой экономики в 2010 г. не самоуспокаиваться и ускорить структурные реформы, направленные на решение приоритетных задач:

– расширение частного сектора посредством либерализации условий для создания новых предприятий (в т.ч. для развития сектора услуг и формирования новых источников доходов и занятости);

– привлечение прямых иностранных инвестиций, особенно в целях внедрения новых технологий и выхода на новые экспортные рынки, в сектора, где Беларусь имеет сравнительные преимущества;

– реформирование системы господдержки и госсектора для содействия достижению первых двух задач и управлению процессом перераспределения ресурсов от менее конкурентоспособных к более конкурентоспособным секторам при недопущении масштабных социальных последствий.

Николай ЗЕНЬКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений