Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
30.03.2012 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРОЙКА ВЕКА©

Проект концепции государственной политики жилищного строительства Республики Беларусь на 2012–2015 годы отправлен на доработку после рассмотрения на заседании Президиума Совета Министров, состоявшемся во вторник.

и годы ожидания в очереди

Проект концепции государственной политики жилищного строительства Республики Беларусь на 2012–2015 годы отправлен на доработку после рассмотрения на заседании Президиума Совета Министров, состоявшемся во вторник.

По мнению главы правительства, в документе должны быть даны ответы на вопросы, которые ждут люди в связи с некоторыми изменениями условий в порядке обеспечения граждан жильем с господдержкой. Предполагается, что концепция государственной политики жилищного строительства Республики Беларусь на 2012–2015 годы должна содержать определение льготных категорий граждан, условия и порядок предоставления мер господдержки, а также строительства жилья на общих основаниях, условия кредитования, привлечение инвесторов, ипотеки, виды и условия государственного участия, ответственность нанимателя, способы стимулирования строительства индивидуального и арендного жилья, классификацию жилья по качественным параметрам, вопросы инфраструктуры, а также правила эксплуатации и ремонта жилого фонда. Однако главной проблемой концепции станет поиск реальных неинфляционных источников финансирования.

На первый взгляд, Беларусь может гордиться достижениями в сфере жилищного строительства. В 2006–2011 гг. до 39% мощностей стройкомплекса было задействовано для строительства жилья, что обеспечило динамичный рост его объемов, в т.ч. с господдержкой для социально незащищенных и значимых категорий граждан. Среди стран СНГ республика заняла лидирующее положение по обеспечению каждого жителя жильем (24,6 м2 на человека в 2010 г.) и по годовому удельному объему ввода жилья — 699 м2 на 1 000 жителей. Правда, беспристрастная статистика свидетельствует, что эти усилия не решили жилищный вопрос. Значительные объемы госресурсов, направляемых в жилищное строительство, относительная доступность льготных кредитов, действующие критерии отнесения граждан к категории нуждающихся привели к росту их учетного количества, опережающему постоянно возрастающие объемы ввода жилья. На конец 2011 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 849,2 тыс. граждан (семей), что лишь на 6,3 тыс. меньше, чем на конец 2010 г. Из них 45,2% составляли молодые семьи (383,5 тыс.), по 2,3% — многодетные семьи (19,6 тыс.) и граждане, имеющие право на социальное жилье (19,3 тыс.).

При этом на конец 2011 г. 178,8 тыс. граждан (семей), или 21,1% состояли на учете 10 лет и более. Из общего количества граждан (семей), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2011 г., 136,2 тыс. (16%) живут в общежитиях, 16,1 тыс. (1,9%) — в квартирах, занятых несколькими нанимателями, 2 тыс. (0,2%) — в домах, признанных непригодными для проживания.

В 2011 г. получили жилье и улучшили жилищные условия 47,7 тыс. граждан (семей), или 5,6% от общего количества очередников (в 2010 г. — 6,2%). Среди них 25,2 тыс. молодых семей (на 0,4% меньше, чем в 2010-м), 4,1 тыс. многодетных (на 13,1% меньше), 2,9 тыс. граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования. Всего же по сравнению с 2010 г. количество граждан (семей), получивших жилье и улучшивших жилищные условия, уменьшилось на 1,2 тыс., или на 2,6%.

Показателем интенсивности решения жилищной проблемы является среднее время пребывания граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, если в 1990 г. при сложившихся темпах строительства оно в целом по республике составляло 7,5 года, то в 1995 г. — 19,5 года, в 2005-м — 18,1 года, в 2008-м — 22,8 года, в 2009-м — 19 лет, в 2010-м — 17,5 года, в 2011 г. — 17,8 года.

Получается, что несмотря на позитивные сдвиги, среднестатистический белорусский очередник почти четверть жизни ждет улучшения жилищных условий.

К тому же «локомотив» жилищного строительства оказался не только менее «быстрым», чем ожидалось, но и слишком дорогим для наших скромных возможностей. Если до поры до времени власти «разгоняли» его с помощью бюджетных дотаций и поощрения льготных кредитов, то в прошлом году эти источники стали иссякать. Это тут же сказалось на динамике строительства.

Так, в 2007 г. было введено в эксплуатацию 4665,1 тыс. м2 жилья, в 2008-м — 5146,7 тыс. м2, 2009-м — 5747,1 тыс., 2010-м — 6629,9 тыс., 2011-м — 5487 тыс. м2 при плане 7500 тыс. При этом если в 2008 г. на строительство жилых домов было использовано 17,9% общего объема инвестиций (6,4 трлн. Br), то в 2010-м — уже 22,1% всех инвестиций в основной капитал (12 трлн. Br), а на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки — 956,2 млрд. и 2,2 трлн. Br соответственно. В 2011 г. на жилищное строительство использовано 15,6 трлн. Br инвестиций, что составляет 17,2% к их общему объему и 87,8% к уровню 2010 г., а на строительство инфраструктуры — 3,3 трлн., или 74,2% к предусмотренному объему на 2011 г. Валютный кризис и инфляция не позволили ни выполнить план по вводу жилья, ни продолжить его льготное кредитование.

Неудивительно, что на текущий год планы ввода в эксплуатацию жилья гораздо скромнее — всего 4,2 млн. м2, причем как источники их финансирования, так и рабочие руки для их освоения придется еще искать. Так, в январе–феврале т.г. на 10 210 принятых на работу строителей приходится 17 021 уволенных. Помимо утечки кадров отечественный стройкомплекс в целом стремительно переориентируется на зарабатывание денег за рубежом.

По сути жилищная программа стала в Беларуси таким же катализатором финансового кризиса, как и ипотечные кредиты в США: значительное число людей с низкими доходами получили возможность обзавестись жильем, на которое они не заработали. Чтобы оплатить эту «социальную справедливость», за океаном возвели пирамиду деривативов, у нас — более простую конструкцию господдержки. Но если от американского кризиса пострадал весь мир, то от нашего — только мы сами. Теперь выход видится в сокращении оснований для постановки на очередь и предоставления льгот. Но осознали ли власти всю пагубность прежней излишне щедрой социальной политики и учтут ли это при доработке очередной концепции?

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by