Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
21.10.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО©

На прошлой неделе в Совете Республики и правительстве обсуждался проект Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, подготовленный НИЭИ Минэкономики. Этот документ призван определить направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов — человека, конкурентоспособной экономики и качества окружающей среды, которые должны вывести республику в число первых 40 стран по уровню развития человеческого потенциала. Однако в ходе обсуждения подобных проектов обычно выясняется, что хорошим целям и масштабным планам не хватает инструментов для воплощения в жизнь.

перед барьером настоящего

На прошлой неделе в Совете Республики и правительстве обсуждался проект Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, подготовленный НИЭИ Минэкономики. Этот документ призван определить направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов — человека, конкурентоспособной экономики и качества окружающей среды, которые должны вывести республику в число первых 40 стран по уровню развития человеческого потенциала. Однако в ходе обсуждения подобных проектов обычно выясняется, что хорошим целям и масштабным планам не хватает инструментов для воплощения в жизнь.

Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) определяет цели, этапы и сценарии перехода Беларуси к зрелому гражданскому обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды, говорится в проекте. Она призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного государственного управления с целью достижения равновесия между социальным, экономическим и эколого-безопасным развитием страны. Согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», НСУР выступает системообразующим документом для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ ядром документа является выявление внешних возможностей и внутренних конкурентных преимуществ в социальной, экономической и экологической сферах; выработка управленческих решений, направленных на их укрепление и развитие в процессе поступательного движения страны, достижение высокого уровня качества жизни белорусских граждан, рост конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, сохранение и рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности, рассказал на презентации проекта в Совете Республики директор НИЭИ Минэкономики Александр Червяков. При этом авторы постарались учесть все вызовы и проблемы, которые порождают риск замедления прогресса в устойчивом развитии, современные научные достижения и практические подходы международного сообщества применительно к новым условиям глобального развития, с их адаптацией к особенностям Республики Беларусь.

Напомним, по индексу человеческого развития Беларусь находится на 53-ем месте из 187 государств и относится к государствам с высоким уровнем человеческого развития, опережая своих партнеров по СНГ (Россия — 57 место, Казахстан — 70, Азербайджан — 76, Украина — 83, Армения — 87). ВВП на душу населения по паритету покупательной способности по сравнению с 2000 годом увеличился в 3,7 раза (с 4,7 до 17,6 тыс. USD в 2013-м), а ожидаемая продолжительность жизни — с 69 до 72,6 лет. При этом по ряду параметров наша страна занимает весьма достойные места, например, по индексу уровня образования Республика Беларусь сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97), а в рейтинге эффективных систем здравоохранения, подготовленном агентством Bloomberg, — 42 место (37,3 балла). Улучшился ряд демографических показателей, хотя они по-прежнему не укладываются в пороговые пределы социальной безопасности. Поэтому демографические факторы названы в проекте в числе основных угроз устойчивому развитию.

Достижения в экономической сфере за последние 10 лет также не заслоняют накопившихся проблем. Так, снижается отдача от инвестиций (в 2013 г. эффективность инвестиций в основной капитал в 5,2 раза ниже, чем в 2001-м). Беларусь по производительности труда отстает от уровня ЕС-28 в 4 раза. Высокая импортоемкость экономики (полная импортоемкость экономики в 2012 г. составила 35,2% против 34,9% в 2003-м) порождает дефицит внешней торговли товаров и услуг.

Энергоемкость экономики Беларуси в 2–2,5 раза превышает показатели западноевропейских стран; по уровню материалоемкости валового выпуска республика неизменно входит в десятку государств Европы с наиболее высокими показателями, что свидетельствует о наличии значительного резерва для снижения издержек производства и, соответственно, повышения конкурентоспособности продукции. Отношение затрат на НИОКР к ВВП составляет всего 0,7%, затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2013 г. в расчете на одного исследователя составили только 25 тыс. USD, что ниже, чем в среднем по странам СНГ (2012 год — 67,9 тыс. USD) или Северной Африки (42,8 тыс.). В расчете на 1 млн. жителей число белорусских исследователей составляет 1938, что почти на треть ниже, чем в среднем по ЕС. Доля отгруженной инновационной продукции в 2013 г. находится ниже 20-процентного порога научно-технологической безопасности. Доля подлинно инновационно-новой для мирового рынка белорусской продукции незначительна.

ПО МНЕНИЮ авторов проекта, медленные темпы трансформации экономических отношений увеличивает риск сохранения недостаточно эффективной и высокозатратной структуры экономики. По статусному индексу трансформации, составляемому экспертами немецкого Фонда им. Бертельсманна, Беларусь занимает в мире 101-е место из 129, существенно отставая от соседей и партнеров по Таможенному союзу (для сравнения Россия находится на 77-й позиции, а Казахстан — на 83-й). Также высок риск технологического отставания, влияния международных дискриминационных мер, ограничивающих доступ к зарубежным технологиям, «ноу-хау», финансовым ресурсам и рынкам. Негативно сказывается относительно высокая зависимость темпов экономического роста от внешних поставок и колебания цен на энергетические и сырьевые ресурсы, обострение борьбы за новые их источники.

В проекте НСУР сделана попытка найти решения, которые позволят Беларуси успешно противостоять таким вызовам как усиление глобализации, международной интеграции и интернационализации производства и потребления, рост конкуренции на мировых рынках и глубины дифференциации стран по уровню экономического развития, усиление дисбалансов в области мировой торговли и движении капиталов, сопровождаемых изменением курсов мировых валют и переформатированием мировой финансовой системы, замедление глобального экономического роста при усиливающейся цикличности возникновения мировых финансово-экономических кризисов, нарастание мировых миграционных процессов. При этом основными характеристиками белорусской модели экономики, которая должна обеспечить устойчивое развитие в следующие 15 лет, названы:

– сильная эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

– равенство различных форм собственности, сотрудничество государства и бизнеса, главным критерием которого является повышение эффективности;

– многовекторность внешнеэкономической политики;

– развитие интеграционных процессов со странами Евразийского экономического союза, прежде всего с Россией и другими;

– сильная и экологически обоснованная политика государства;

– активная роль гражданского общества в решении проблем устойчивого развития.

ОБСУЖДЕНИЕ проекта выявило любопытные тенденции. Несмотря на то что ученых постоянно упрекают в отсутствии стратегического мышления и нехватке долгосрочных прогнозов, те же самые критики готовы «разделать» предлагаемые проекты за отсутствие конкретики тактического характера. Кроме того, попытка предложить необходимые институциональные изменения сталкивается с непререкаемым табу на политические аспекты. Между тем взаимное влияние экономического базиса и политической надстройки, памятное моему поколению по курсу марксизма-ленинизма, отнюдь не устарело, хотя многие его составляющие жизнь и наука существенно скорректировали. В современном мире устойчивое развитие страны действительно невозможно без возрастания роли человеческого капитала как основного ресурса инновационного развития и ускорения темпов научно-технологического прогресса, развития частного сектора. Но успех этих факторов неразрывно связан с такими институтами, как гражданское общество и его контроль над государством, соблюдением демократических принципов, верховенством закона, защитой прав собственности и личности и рядом других. Без учета таких особенностей стратегия развития легко превращается в набор благих пожеланий…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by