Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
07.05.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страховка от показателей

и надежды на либерализацию

Второй год подряд Совмин резко критикует страховую отрасль, которая не может выполнить доведенные до нее прогнозные показатели. Премьер-министр Сергей Сидорский требует увеличить в этом году долю страховых взносов до 1,32% к ВВП. Руководство Минфина считает более реальным ориентир в 1% к ВВП и просит скорректировать республиканскую программу развития страховой деятельности. Однако это фактически означает отступление от амбициозных планов пятилетки.

С начала реализации программы относительно благополучными были лишь 2006 г., когда при задании по темпу сбора страховых взносов 104,1–108,5% фактически с учетом сострахования удалось достичь 116,7%, и 2008 г. (план — 125,3–125,5%, факт — 141,1%). В 2007 г. результат был скромнее: 120,5% при задании 132,3–134,2%, а в 2009-м — 118,7% (130,9–131%). При этом значительная часть поступлений приходилась на иностранную валюту, и прошлогодняя девальвация способствовала росту показателя в рублевом выражении. В январе–феврале 2010 г. прирост составил только 10,6% при годовом прогнозе 23,7–25,5%.

Удельный вес страховых взносов в ВВП за 4 года выполнения программы практически не изменился: в 2005-м составил 0,8%, в 2009-м — 0,81% при плане 1,32–1,34%. Увы, опережающего развития по отношению ко всей экономике не получилось.

«Что происходит на этом рынке? В том году вы нас заверяли, что все вопросы решите. Это что, самая тяжелая отрасль страны? — обратился С.Сидорский к первому заместителю министра финансов Владимиру Амарину в ходе недавнего заседания президиума Совмина. — Там самые высокооплачиваемые специалисты, которые не выполняют ни одно задание правительства. Страна движется вперед, страховая система — нет. Программу наметили, сами ее не исполняете. Ни предложений, ни желания».

Выход из сложившейся ситуации В.Амарин видит в либерализации рынка страховых услуг и в более активном привлечении иностранного капитала. Так, Минфин предлагает предоставить страховщикам равные возможности независимо от их формы собственности, в частности, допустить компании с иностранным капиталом к страхованию жизни. Сегодня из 24 страховых организаций Беларуси зарубежные инвесторы присутствуют в 11. Несмотря на то что их доля в уставных фондах в общем составляет лишь 2,4% (при разрешенном лимите 30%), «иностранцы» собирают 14% страховых взносов. Если учесть, что в отношении «Белгосстраха» и «Стравиты» принято решение об акционировании, поле для роста очевидно.

Минфин также выступает за то, чтобы разрешить страхователям относить на затраты взносы по страхованию жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов независимо от формы собственности страховой компании. Сегодня такую возможность имеют только те, кто обращается к госстраховщикам. Собственно говоря, это и было до сих пор существенным фактором, сдерживавшим развитие отрасли. Причем породило его само же государство в своем стремлении создать дополнительные преференции госкомпаниям.

Впрочем, Минфин по-прежнему возлагает надежды и на директивный метод. «На протяжении длительного периода мы постоянно слышали от них (руководителей госкомпаний. — Прим. ред.) о невозможности быстрого прироста в страховых взносах по причинам слабого финансового положения предприятий и невысоких доходов населения. Как следствие — безынициативность, стандартные подходы», — возмутился В.Амарин. Это в значительной мере тормозило выполнение отраслевой программы. После того, как в конце прошлого года Минфин усилил контроль и повысил требовательность, в ноябре–декабре некоторые госкомпании добились роста 140–160%, а по добровольным видам страхования — 170–180%. Удвоил в прошлом году объем экспортного страхования «Белэксимгарант». Правда, для этого были объективные причины: невозможность рассчитываться по предоплате в условиях кризиса повысила риски, что стало серьезным стимулом для их страхования.

Положительный эффект, по мнению первого замминистра, дали кадровые перестановки. «В минувшем году заменены руководители «Белорусской национальной перестраховочной организации» и «Белэксимгаранта». Это явно пошло на пользу этим организациям. В текущем году предстоит смена руководителей в «Стравите» и «Промтрансинвесте». Думаю, и здесь должны быть улучшения», — заявил он. Минфин также изменил систему премирования руководителей подчиненных страховых компаний, поставив ее в зависимость от выполнения показателей бизнес-планов.

Тем не менее рассчитывать на достижение прогнозных показателей пятилетки, похоже, уже не приходится. В министерстве откровенно сомневаются, что в этом году удастся достичь заветных 1,5% удельного веса страховых взносов в ВВП, хотя выход на 1% считают возможным.

Прогнозные показатели изначально были завышены. Их взяли, опираясь на опыт других стран, без учета фундаментальных отличий белорусской экономики, отметила в интервью «ЭГ» директор ассоциации страховщиков (БАС) Ирина Мерзлякова. Социально ориентированная экономика с мощной централизованной системой здравоохранения, пенсионного обеспечения, практикой бюджетного покрытия убытков сельского хозяйства, промышленности и строительства не предполагает использования страхования в большом объеме. У наших соседей «экономика более злая, с капиталистическим лицом», там лучший инструмент защиты — страхование, поэтому нет смысла пытаться механически перенести их показатели в наши планы.

Второй существенный фактор сдерживания, как считает И.Мерзлякова, — неравные условия работы для страховых компаний различных форм собственности. Перекос обещают устранить уже не первый год, но либерализация страхового рынка до сих пор так и не произошла. Согласно отраслевой программе рост показателей должен был, в частности, основываться на поэтапном снятии ограничений по допуску к различным видам страхования. «Отрасль надо снять с тормозов, главным из которых является отсутствие равных условий хозяйствования», — убеждена она.

Это сдерживает и приток иностранных инвестиций. Да, к нам пришли некоторые крупные игроки, к примеру, Generali PPF Holding B.V. учредил ИС ЗАО «Генерали», а группа Vienna Insurance Group вошла в состав акционеров СБА ЗАСО «Купала». Однако вложения этих компаний в соседних странах в разы больше.

Классический подход «утром деньги — вечером стулья» вполне применим к страховому сектору. «Утром» необходимо провести должные рыночные преобразования и лишь тогда можно «вечером» рассчитывать на инвестиции и рост отраслевых показателей.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений