Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
17.10.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стоит ли платить за рост инфляцией©

  Участники открытого заседания Совета РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (РОО «БНПА») не сошлись во мнениях о состоянии и перспективах денежно-кредитной политики в Беларуси. В проекте основных направлений денежно-кредитной полит...

 

Участники открытого заседания Совета РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (РОО «БНПА») не сошлись во мнениях о состоянии и перспективах денежно-кредитной политики в Беларуси.

В проекте основных направлений денежно-кредитной политики республики на ближайшие годы главными задачами останется борьба с инфляцией и поддержание относительной устойчивости национальной валюты, отметил заместитель директора ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований» НАН Беларуси Георгий Гриц. Именно ценовая стабильность должна стать основой для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны. При этом главными ориентирами названо снижение индекса потребительских цен до 12%, а поддержание денежного предложения на адекватном уровне должно способствовать снижению монетарных факторов в инфляции. Ставка рефинансирования будет играть ключевую роль в формировании стоимости ресурсов на денежном рынке. Она должна поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике — 17–18% годовых. В свою очередь, политика процентных ставок в 2015 году призвана поддерживать их на положительном уровне в реальном выражении. Привлекательность и сохранность сбережений в белорусских рублях будет обеспечиваться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте.

Таким образом, ряд задач, которые не удается решить в текущем году, автоматически переходят на следующий. Однако участники заседания не увидели в таком подходе механизмов, способных стимулировать рост экономики. При этом рост широкой денежной массы на 15–17%, а требований банков к экономике — на 14–16% кажутся иным экспертам явно недостаточным.

Так, член общественного совета по экономике, внешнеэкономической стратегии и инвестициям БНПА Евгений Довгель назвал главной причиной, влияющей на конкурентоспособность белорусских предприятий и вызывающей стагнацию, «острый недостаток» денег в экономике из-за нерационального функционирования денежной системы. По его подсчетам монетизация отечественной экономики составляет всего 12%, тогда как в США и Японии — более 300%, Великобритании — 150, а в еврозоне — 100%. При этом стоимость кредитов у нас на порядок (а то и больше) выше, чем в этих странах, а почти половину денежной массы составляет иностранная валюта. По мнению Довгеля, в республике нужна принципиально иная схема финансирования — замена кредитования на привлечение акционерного капитала, что позволит существенно сократить затраты предприятий и, следовательно, увеличить конкурентоспособность — благо ни процентов платить, ни «тело» инвестиций возвращать не придется. При этом дивиденды, выступающие платой за привеченный капитал, он почему-то не считает, хотя сам же указал на их рост в США и Китае. Кто и зачем станет покупать акции белорусских предприятий при отсутствии приемлемой доходности и ликвидности, а также надлежащего уровня корпоративного управления и защиты прав акционеров, наши теоретики не уточняют.

Претензии к кредитно-денежной политике дополнил популярный блогер Александр Обухович, заявивший, что она должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение экономического роста, невзирая на угрозу увеличения инфляции. А если в результате «пострадает население, отдельные предприятия или еще кто-нибудь, то это не столь важно». К счастью, политика белорусского правительства несколько гуманнее. Там еще помнят, что кризис 2011 года был во многом вызван гонкой за ростом и злоупотреблением эмиссионным допингом. А потому при двузначной инфляции очередная доза подобных стимулов способна окончательно добить экономику страны.

Замечу, что тезис о всеобщем приоритете акционерного финансирования выглядит довольно странно. Согласно октябрьскому докладу МВФ о мировой финансовой стабильности суммарная стоимость акций компаний в мире составила в 2013 г. 62 552 млрд. USD, тогда как долговых ценных бумаг — 99 788,8 млрд., требования банков — 120 421,6 млрд. USD. В сумме все виды финансирования в 3,8 раза превышают мировой ВВП (74 699,3 млрд. USD), но объем долговых инструментов в 3,5 раза больше акционерного капитала. При этом совокупный объем IPO, по данным агентства Bloomberg, в 2012 г. составил 112 млрд. USD, а за 9 месяцев текущего года — 182,7 млрд. Только в Китае на 1 июля т.г. объем новых выданных кредитов составил 5,74 трлн. юаней (примерно 883 млрд. USD) — сумма, по сравнению с которой 25-миллиардные итоги IPO компании Alibaba не так уж велики, тем более что этот рекорд носит единичный характер.

Оценка противостояния «кредиты–акции» была бы неполной без учета «теневого банкинга» (операции займов фондов денежного рынка и паевых фондов), который, по данным МВФ, составляет в США около 52% общего объема кредитования, в зоне евро — 27%, Южной Корее — 33%, в Японии — 17–19%, а в Китае — до 70%. Добавим, что, по данным отчета Macro-Prudential Risk Monitor, составляемом агентством Fitch Ratings, отношение объема кредитов к ВВП стабильно составляет в среднем около 53% — для развивающихся стран и 160% — для развитых. Последние, в отличие от Беларуси, благодаря низкой инфляции могут себе позволить мягкую кредитно-денежную политику для стимулирования роста экономики.

Кстати, в упомянутом докладе МВФ отмечается, что сегодня низкая рентабельность вызывает опасения относительно возможности банков формировать и поддерживать буферные резервы капитала и удовлетворять спрос на кредиты. По 80% активов крупнейших организаций норма прибыли на собственный капитал не покрывает стоимости капитала, требующейся акционерам, что заставляет банки производить фундаментальные изменения в своих бизнес-моделях. По мнению МВФ, денежно-кредитная политика должна оставаться нацеленной на выполнение мандата центральных банков по обеспечению стабильности цен и, в соответствующих случаях, — стабильности объема производства, тогда как макропруденциальная политика должна быть первой линией защиты от финансовых эксцессов, которые могут угрожать стабильности. Улучшение компромиссного выбора в денежно-кредитной политике и сдерживание рисков для финансовой стабильности, указанных в этом докладе, требуют действенного применения набора инструментов микро- и макропруденциальной политики. Это уменьшит необходимость в повышении процентных ставок раньше, чем это оправданно с точки зрения потребностей экономики. То же самое попытался объяснить на заседании совета БНПА профессор Александр Лученок, напомнивший, что сегодня в республике ставка рефинансирования оказалась меньше уровня инфляции в годовом исчислении, а банки, озабоченные сохранением вкладов населения, вынуждены поддерживать ставки по депозитам едва ли не в убыток себе. До роста ли тут...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений