Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
14.12.2012 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТИМУЛЫ И УХАБЫ МОДЕРНИЗАЦИИ©

Селекторное совещание по вопросам модернизации прошло 10 декабря под председательством премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича. Власти в очередной раз требуют от предприятий активности, а те столь же традиционно реагируют на призывы без энтузиазма.

Селекторное совещание по вопросам модернизации прошло 10 декабря под председательством премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича. Власти в очередной раз требуют от предприятий активности, а те столь же традиционно реагируют на призывы без энтузиазма.

Проработка основных вопросов и подходов по модернизации должна завершиться в текущем году, заявил премьер-министр. «Каждое предприятие должно иметь план модернизации, — требует М.Мясникович. — Все планы должны быть индивидуальными, однако выходные данные, по которым осуществляется контроль, а также цель, которая ставится, — едины. И это заложено в методических подходах, принятых Правительством с подачи Министерства экономики».

Отсутствие инвестпроектов и слабость бизнес-планов — давняя проблема, которую никак не удается решить. М.Мясникович в очередной раз обратил особое внимание на то, что деньги надо вкладывать в те проекты, которые дадут наибольшую отдачу, и главное — быстро.

По этим критериям и должен идти дележ бюджетного пирога: на проекты по модернизации в следующем году в бюджете предусмотрено 13 трлн. Br. Еще 3 трлн. могут дать инновационные фонды. По мнению М.Мясниковича, эти средства должны направляться на инновационные, уникальные проекты, которые действительно смогут повысить конкурентоспособность национальной экономики.

Как отметил в своем докладе министр экономики Николай Снопков, в Беларуси сформирована необходимая система нормативно-правовых актов, направленная на поддержку строительства новых и модернизацию действующих предприятий. Чем проект эффективнее и стратегически важнее, тем на больший объем финансирования со стороны государства можно рассчитывать. Важнейшей задачей при этом является приближение Беларуси к мировому уровню по производительности труда. Благодаря модернизации, она должна к 2015 г. вырасти в 1,7 раза, обеспечив отдачу в 2 USD выручки на каждый вложенный доллар.

Осталось выяснить, где взять деньги для столь выгодных вложений.

«Привлечение бюджетных средств должно рассматриваться, на наш взгляд, в последнюю очередь. Есть резервы других источников финансирования, — заявил министр. — К примеру, ведомства и регионы уделяют мало внимания такому источнику, как неэффективно используемая собственность или собственность, от которой государство может безболезненно отказаться. Практически не планируются такие источники, как иностранные инвестиции». Вместе с тем уделение внимания этим вопросам сегодня достаточно актуально, считает Н.Снопков.

Вероятно, основная актуальность тут спрятана в том, откуда возьмутся иностранные и любые другие инвестиции. Несмотря на заверения в неуклонном улучшении отечественного инвестиционного климата, статистика фиксирует в текущем году существенное снижение инвестиций — как внешних, так и внутренних. Гиперинфляция съела оборотные средства предприятий, очередное замораживание приватизации и угроза национализации распугали зарубежных инвесторов. Еще более актуально найти стимулы для того, чтобы вкладывать деньги в модернизацию.

Модернизация воспринимается в Беларуси как преимущественно техническая проблема. Но в современном гуманитарном знании под модернизацией до недавнего времени было принято понимать переход к современному (модерному), т.е. индустриальному урбанизированному обществу. Таким образом, задачи модернизации весьма сложно совместить с попытками ограничить урбанизацию и законсервировать традиционные аграрные отношения, а заодно реконструировать столь же традиционные советские привычки.

В XXI веке общество индустриальное сменяется информационным — постиндустриальным. Тут речь идет о принципиально новых отношениях, которые превосходят индустриальное общество, основанное на стандартизации и разделении труда, в т.ч. международного, которое мы, кстати, пытаемся «объехать» с помощью массового импортозамещения.

В постиндустриальном обществе специализация прежней формации вытесняется многофункциональностью, воспроизводство по шаблонам — креативностью, вертикальные формальные отношения управления —- сетевыми горизонтальными неформальными связями, бюрократическая государственность — гибким информационным управлением и самоуправлением.

Одновременно с модернизацией институтов бизнесу нужны более «приземленные» цели, чем улучшение макроэкономических показателей и вывод их на уровень объявленных свыше прогнозов. В рыночной экономике целью модернизации компании является повышение ее стоимости. При этом для собственников главным стимулом служит повышение своих доходов — курса акций и дивидендов, а для менеджеров — премии и бонусы, выплачиваемые в т.ч. акциями компании.

В административно-командной экономике подобных стимулов не существует по определению. Их приходится заменять принуждением, которое не бывает эффективным, особенно в долгосрочной перспективе, в чем мы могли убедиться на примере СССР. Эта же проблема вернулась к нам и сейчас. Можно выделять из бюджета деньги на модернизацию отдельных отраслей, призывать их искать инвестиции самостоятельно, но как показал недавний пример деревообработки (а до того — других), дело идет весьма вяло. Поэтому пока в Беларуси и России продолжают рассуждать о модернизации, высоких технологиях, 5-м, 6-м и прочих технологических укладах, в других странах их внедряют — по инициативе снизу.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений