Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
13.01.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТАВКИ ПОД НОВОГОДНЕЙ ЕЛКОЙ©

Закончившийся год предприимчивости оставил в наследство новому 2012-му множество нерешенных проблем. Целый ряд планов и обещаний, продекларированных в Директиве № 4, остались неисполненными, а сложившаяся в 2011 г. экономическая ситуация стала для чиновников поводом откладывать, а то и вовсе не исполнять иные мероприятия.

Закончившийся год предприимчивости оставил в наследство новому 2012-му множество нерешенных проблем. Целый ряд планов и обещаний, продекларированных в Директиве № 4, остались неисполненными, а сложившаяся в 2011 г. экономическая ситуация стала для чиновников поводом откладывать, а то и вовсе не исполнять иные мероприятия.

Так, не материализовались пока идеи наделения на льготных условиях малого бизнеса недвижимостью, которая арендуется длительное время. Не добились бизнес-союзы и отмены запрета для индивидуальных предпринимателей привлекать наемных работников, не являющихся близкими родственниками. В Минэкономики порекомендовали ИП, если они так уж нуждаются в рабочих руках, создавать предприятия со статусом юридического лица, что, по мнению чиновников, больше соответствует растущему бизнесу.

В то же время, как стало известно «ЭГ», в ближайшее время могут быть введены дополнительные льготы для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, малых и средних городах. Правда, малый и средний бизнес вряд ли сможет ими воспользоваться.

В частности, предлагается дать возможность юридическим лицам в течение 7 лет со дня госрегистрации не уплачивать налог на прибыль, а индивидуальным предпринимателям — подоходный налог с прибылей и доходов, полученных от реализации собственных товаров и услуг. В течение 5 лет со дня госрегистрации может быть предоставлено право не уплачивать и иные налоги, за исключением НДС, акцизов и экологического налога, не делать отчисления в инновационные фонды и освободить от уплаты госпошлины за выдачу лицензии или продления срока ее действия. Кроме того, субъектов хозяйствования могут освободить от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами, предоставить рассрочку оплаты госсобственности, не распространять на них требования по обязательному заключению сделок через Белорусскую универсальную товарную биржу при приобретении ряда сырьевых товаров, дать право свободно определять цены и тарифы, уровень зарплат работников и позволить страховать имущественные интересы у страховых организаций и брокеров за пределами республики.

Предполагается, что товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставной фонд коммерческих организаций, освободят от уплаты таможенных платежей. Также может быть закреплена норма о том, что в течение 5 лет для иностранных коммерческих организаций не могут быть ухудшены условия по сравнению с определенными в акте главы государства.

Планируется, что льготами смогут воспользоваться и те субъекты хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность как на территории сельской местности, малых и средних городов, так и за их пределами. Для этого надо будет вести раздельный учет выручки и иметь сертификат продукции собственного производства, выдаваемого БелТПП, ее унитарными предприятиями и представительствами в установленном порядке.

Однако тех, кто, как предполагается, не сможет воспользоваться новым льготным режимом, также достаточно много: это ИП, уплачивающие единый налог, субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, резиденты СЭЗ, ПВТ, ведущие деятельность в сфере игорного, лотерейного бизнеса, по оказанию услуг агроэкотуризма, производящие подакцизные товары и некоторые другие. Таким образом, планируемые льготы будут недоступны значительному количеству представителей малого и среднего бизнеса, применяющих сегодня УСН либо уплачивающих единый налог. Воспользоваться ими смогут скорее средние и крупные предприятия, имеющие в штате бухгалтеров и применяющие общую систему налогообложения.

Пока же для них, как и для «самых маленьких» в бизнесе, государство уже преподнесло новогодний подарок в виде постановления Совмина от 30.12.2011 № 1785, согласно которому с 1 апреля ставка базовой величины (БВ) возрастет с нынешних 35 тысяч почти в три раза — до 100 тыс. Br. Разумеется, основания для этого есть: базовая величина в республике не менялась с декабря 2007 г. — а она является основой для расчета государственных пошлин, штрафов, ставок арендной платы при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах. Теперь все эти платежи будут «проиндексированы» на рост цен за последние 3 года. В результате, к примеру, исходя из норм ст. 6.5 КоАП, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо (0,1 БВ) вырастет с 3,5 тыс. Br до 10 тыс., для индивидуального предпринимателя (2 БВ) — с 70 до 200 тыс. Br, для юридических лиц (10 БВ) — с 350 тыс. до 1 млн. Br. Максимальный же размер штрафов, исчисляемых в базовых величинах, для физических лиц (50 БВ) возрастет с 1750 тыс. до 5 млн. Br, индивидуальных предпринимателей (200 БВ) — с 7 млн. до 20 млн. Br, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления (200 БВ для физлиц и 500 БВ — для ИП) — с 7 млн. до 20 млн. Br и с 17,5 до 50 млн. соответственно. Для юрлиц максимальные штрафы вырастут с 35 до 100 млн. Br. Между тем далеко не все организации и их должностные лица смогли увеличить в прошлом году свои доходы настолько, чтобы выдержать подобные санкции.

Неудивительно, что постановление № 1785 повергло бизнесменов в шок. По этому поводу в своем письме от 4.01.2011 г. на имя премьер-министра Михаила Мясниковича Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) отмечает, что данное решение было принято без достаточного экономического обоснования и без консультаций с деловым сообществом, что противоречит Директиве Президента № 4. В МССПиР считают, что повышение базовой величины весьма негативно скажется на предпринимателях. В частности, трехкратное повышение расходов на аренду и штрафов может оказаться просто неподъемным для большинства малых и средних организаций. Поэтому МССПиР предлагает правительству пересмотреть свое решение и увеличить базовую величину в текущем году хотя бы до 50 тыс. Br. Однако вряд ли эти предложения найдут понимание у чиновников. Государство озабочено сегодня тем, как пополнить бюджет и компенсировать потери от инфляции. Ведь чем больше удастся собрать денег с бизнеса, тем меньше потребуется экономить на содержании госаппарата.

Решению проблемы помогла бы отвязка штрафов, ставок аренды и прочих подобных платежей от базовой величины и установление их в фиксированных суммах с регулярной индексацией, как это делается в большинстве стран мира. Но этот вариант почему-то не стоит у властей в числе приоритетных.

Между тем рост базовой величины неизбежно скажется на инфляции. Ведь увеличившиеся расходы на аренду и другие обязательные платежи предприниматели будут закладывать в цену своих товаров и услуг. Заодно включат сюда свои трехкратно возросшие риски — ведь чтобы заплатить возможные штрафы (в неизбежность которых наши бизнесмены верят с почти религиозным фатализмом), нужно иметь соответствующие источники. Подкрепляет эту веру еще одно невыполненное обещание. В числе мероприятий по реализации положений Директивы № 4, утвержденных постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, значилось введение в Налоговый кодекс нормы, позволяющей исключить вину лица в совершении налогового правонарушения при выполнении им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственного управления (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Вместо этого с 1.01.2012 г. плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства, в т.ч. при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений, полученных ими от МНС. Но быть заведомо невиновным и искать защиту своих прав — вещи очень разные.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by