Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Создается Апелляционный экономический суд в ходе реформирования судебной системы

Фото: neg.by

На очередном заседании Палата представителей приняла в первом чтении законопроекты, связанные с совершенствованием судебной системы страны – «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей», «О проекте Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь», «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства».

Целью законопроекта «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей» является завершение реформирования судебной системы с учетом обновленной Конституции, а также с иными изменениями действующего законодательства.

Как сообщил на сессии председатель Верховного Суда Валентин Сукало, судебную систему страны, как и в настоящее время, будут составлять Конституционный Суд (КС), а также суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом (ВС).

Серьезные изменения предполагаются в системе судов, рассматривающих экономические дела.

Если сейчас она является двухзвенной, то создание Апелляционного экономического суда, которому передаются функции апелляционных инстанций экономических судов, «позволит вести речь о переводе ее в трехзвенную».

На новый суд возложат также функции кассационной инстанции, а экономические суды областей и г. Минска будут работать исключительно как суды первой инстанции.

По отдельным категориям дел Апелляционный экономический суд будет выступать как суд первой инстанции, например, при рассмотрении жалоб на законность постановлений министерств и ведомств.

Одновременно планируется образование апелляционного судебного состава в самом ВС – в его компетенции окажется пересмотр не вступивших в законную силу постановлений ВС. Верховный Суд станет главным надзорным органом, в который можно будет обжаловать и опротестовать в порядке надзора вступившие в законную силу судебные постановления. В статусе надзорных инстанций останутся президиум и соответствующие коллегии ВС.

Выстраивается понятная, четкая система пересмотра судебных постановлений по различным категориям дел последовательно в трех судебных инстанциях.

В законопроекте прописаны полномочия Всебелорусского народного собрания в сфере формирования и работы высших судебных органов. Так, в его функции будут входить избрание на должность и освобождение от нее судей Конституционного и Верховного судов, привлечение их к дисциплинарной ответственности, присвоение квалификационных классов, приостановление полномочий и т.д.

Решения КС отнесены к судебным постановлениям и имеют общеобязательный характер.

Верховный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений о толковании Конституции, а также о соответствии нормативных правовых актов Основному закону.

Проект Кодекса гражданского судопроизводства (КГС) направлен на унификацию гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства, ус­тановление единых подходов к организации судопроизводства при рассмотрении гражданских и экономических дел. Закрепляется единая терминология, правила подведомственности, порядок предоставления доказательств и доказывания, единые правила возбуждения производства по делу и пересмотра судебных постановлений.

В основу проекта кодекса положена структурная модель действующего Гражданского процессуального кодекса.

Проект КГС предусматривает ряд новшеств. Например, расширение способов примирения сторон по делам искового производства при содействии иных лиц: медиаторов; примирителя из числа лиц, занимающих государственную должность в суде (по спорам, подсудным экономическим судам); адвокатов сторон и патентных поверенных (по спорам, связанным с объектами интеллектуальной собственности). Процедура будет проводиться без участия судьи при содействии их адвокатов.

Любые переговоры признаются первым возможным шагом на пути урегулирования спора и основой для других видов альтернативного их разрешения.

Устанавливаются единые правила подготовки дела к судебному разбирательству как в районном или городском, так и экономическом суде. Предусматриваются более гибкие формы такой подготовки – опрос сторон, предварительное судебное заседание, проведение которого носит факультативный характер.

Определяются адекватные меры противодействия злоупотреблению процессуальными правами со стороны участников процесса (разно­образным формам затягивания судебного процесса, недобросовестному поведению и т.п.). Так, сохраняется право суда взыскать судебные расходы по делу (в т.ч. расходы, понесенные лицами, участвующими в деле) со стороны, допустившей злоупотребление своими процессуальными правами.

Вводится институт коллективных исков, что призвано упростить рассмотрение групповых споров, сэкономить время и деньги истцов. 

Граждане, юридические лица могут обратиться в суд с коллективным исковым заявлением, если имеется общий по отношению к каждому члену группы ответчик. При этом предметом спора должны являться общие либо однородные права и законные интересы членов группы. В интересах такой группы может выступать уполномоченное лицо, которое должно быть членом данной группы.

Появится новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Его суть заключается в возможности рассмотрения дела по письменным материалам без проведения судебного заседания и вызова сторон, в сокращенные сроки.

Новацией является распространение на сферу экономического правосудия института заочного производства, ныне используемого в гражданском процессе. В основе такого порядка – нормы ГПК. При этом данный подход является инструментом оптимизации судебного процесса и позволяет завершить его в отсутствие ответчика.

Положения, регулирующие производства, не относящиеся к исковому, приказному, особому, по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в проекте включены в подраздел «Иные виды производств». Здесь закреплены: производство по заявлению об отмене решения трудового арбитража; производство по делам о несостоятельности (банкротстве) и связанным с ней спорам.

В условиях динамичного развития IT-технологий в качестве самостоятельного вида средств доказывания выделяются электронные доказательства. К ним относятся сведения на технических носителях информации, в т.ч. электронные документы, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другая информация в электронной форме, а также в интернете. Регламентируются особенности их представления суду, их исследования, проверки и оценки судом, а также дальнейшего хранения и возвращения.

Осовременены способы извещения сторон и участников процесса, предусмотрена возможность трансляции судебного заседания, а также использование систем видеоконференцсвязи и иных технических средств связи.

Закрепляется возможность подачи искового заявления или иного процессуального обращения в виде электронного документа. Напомним, что в настоящее время такой формат обращения используется только в рамках экономического правосудия. Соответствующее обращение необходимо будет удостоверить ЭЦП.

Кроме того, прописан механизм восстановления срока апелляционного обжалования судебного постановления, если он пропущен по уважительной причине.

Определен порядок признания и приведения в исполнение международных медиативных соглашений, схожий с порядком признания и приведения в исполнение решения иностранного суда, иностранного третейского суда (арбитража).

Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Светлана Любецкая, проект КГС представляет собой единый регламент для разрешения гражданских и экономических споров.

Законопроектом «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства» излагается в новой редакции Закон «О конституционном судопроизводстве». Заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Людмила Жолнерчик сообщила, что все новации данного документа обусловлены обновлением Конституции. Вводится новый институт – конституционная жалоба. То есть высшая судебная инстанция по обращению граждан может рассматривать соответствие нормативных правовых актов (НПА) Конституции по конкретным спорам. Прописан механизм подачи такой жалобы и порядок ее рассмотрения КС.

Кроме того, суды общей юрисдикции могут обращаться в КС с запросами о соответствии НПА, которые применяются в том или ином деле, Основному закону.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений