Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
24.06.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОВЕТ НЕПОСТОРОННЕГО©

Институт налоговых консультантов будет создан в нашей стране в ближайшие 3 года при поддержке Программы развития ООН. Об этом проекте рассказала его руководитель Таисия Елецких на семинаре, организованном совместно с Министерством по налогам и сборам. Перед участниками стояла нелегкая задача: оценить возможность применения зарубежного опыта в данной сфере в белорусских реалиях.

 

обученного и аттестованного

Институт налоговых консультантов будет создан в нашей стране в ближайшие 3 года при поддержке Программы развития ООН. Об этом проекте рассказала его руководитель Таисия Елецких на семинаре, организованном совместно с Министерством по налогам и сборам. Перед участниками стояла нелегкая задача: оценить возможность применения зарубежного опыта в данной сфере в белорусских реалиях.

Проект состоит из 3 этапов. На первом предполагается создать правовые условия для развития института налоговых консультантов, на втором — организовать их обучение, а на третьем — продвижение и апробацию соответствующих услуг на основе аутсорсинга. Прежде чем приступить к разработке нормативной базы, регламентирующей деятельность налоговых консультантов, создается рабочая группа для изучения зарубежного опыта. Его сегодня достаточно — как в Западной Европе и США, так и в странах СНГ. Законы о налоговом консультировании уже давно имеются в Узбекистане и Кыргызстане, такой же законопроект недавно рассмотрен в Госдуме РФ. Однако одним документом дело не ограничивается. Для успешного функционирования нового института нужны изменения в смежных сферах — от налогового администрирования до правил страхования профессиональной ответственности. Организаторы проекта надеются здесь на помощь международных экспертов, которые помогут учесть все лучшее, что есть в зарубежной практике.

В настоящее время налоговым консультированием в республике занимаются аудиторы и юристы. Почему-то чиновники уверены, что первым для объективной оценки проблем клиентов часто не хватает правовых знаний, а вторым — экономических. Из-за этого нет системного подхода, решение оказывается однобоким и не учитывает негативные последствия, которые могут наступить как за пределами обсуждаемой сделки, так и гораздо позже того налогового периода, в котором она совершена и когда дана консультация. Все это исправит образовательная программа для подготовки аттестации налоговых консультантов. Образцом послужит «пилотная» группа, в которую отберут 15 кандидатов из числа наиболее квалифицированных специалистов — аудиторов, юристов, бухгалтеров. Ожидается, что не менее 10 из них будут аттестованы.

Однако у отечественных специалистов свое видение этого вопроса. Многие консалтинговые компании уверены, что вполне успешно разбираются в правовых и экономических хитросплетениях благодаря совместной работе юристов и аудиторов, опыт и знания которых позволяют рассмотреть все аспекты проблем клиентов. Гораздо больше их беспокоят пробелы в законодательстве, порой мешающие дать однозначный ответ в конкретной ситуации.

При этом не всегда помогает знаменитая норма п. 7 ст. 3 НК, декларирующая, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков. Немного найдется и желающих прямо указать налоговую оптимизацию как предмет договора, хотя фактически именно она часто является целью консультационных услуг. Поэтому первая мысль участников семинара — аудиторов и юристов — об ответственности за свои советы. Неудивительно, что в кулуарах звучали пожелания освободить клиентов аттестованных налоговых консультантов хотя бы от некоторых видов проверок.

ИНАЧЕ видят смысл проекта ПРООН и МНС. Т.Елецких полагает, что помощь налоговых консультантов позволит Беларуси улучшить свои позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Если консультанты сократят время, затрачиваемое бухгалтерами на ведение налогового учета, составление и сдачу отчетности, хотя бы на 20%, это поднимет нас на 18 ступенек с нынешнего 133 места по критерию легкости уплаты налогов.

В свою очередь, заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко надеется, что налоговые консультанты обеспечат более высокий уровень обслуживания, чем банальный бухгалтерский аутсорсинг, и станут своеобразными посредниками между налоговыми органами и плательщиками, взяв на себя как ведение учета и сдачу налоговой отчетности, так и представление интересов своих клиентов в налоговых инспекциях и судах. В.Каменко отметил, что одной из наиболее распространенных ошибок, выявляемых при проверках, является переплата налогов, которую делают многие бухгалтеры «на всякий случай» — для перестраховки. Это отвлекает значительные средства из оборота предприятий, а налоговикам потом приходится засчитывать либо возвращать излишне перечисленные налоги.

Смогут ли исключить такую практику налоговые консультанты? К сожалению, «перестраховка переплатой» возникла у белорусских бухгалтеров не от закоренелого невежества. Многие из них уверены (а иные на горьком опыте убедились), что как ни старайся, проверяющий найдет, за что наказать. А потому лучше недостаток «оборотки», чем куда большие потери по итогам проверки. Эту позицию нередко разделяют и иные аудиторы, не считающие переплату искажением отчетности. Более того, они хорошо поняли если не букву, то дух принципа, заложенного в ст. 12 Закона «Об аудиторской деятельности», согласно которой клиент вправе получать возмещение за причиненные убытки, «включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг». Переплата налогов с этой точки зрения — грех вполне простительный.

Подобное мировоззрение вряд ли поймут зарубежные консультанты. Там от них требуется помощь в налоговом планировании, оптимизация обязательств перед бюджетом, защита прав граждан и компаний в спорах с государством. Требования к таким специалистам весьма высоки. Гость из Германии Михаэль Прайсер рассказал, что у него на родине ежегодно от 3 до 5 тыс. человек получают квалификацию налогового консультанта, а примерно 2 тыс. прекращают деятельность. При этом считается, что 1 консультант нужен на 1 тыс. жителей и на 100 компаний, т.е. для Германии их требуется более 80 тыс. для населения и 30–40 тыс. — для корпоративного сектора. В реальности же там работает более 73 тыс. консультантов-физлиц и 7,5 тыс. консультационных компаний. Если следовать этому нормативу, то в Беларуси требуется около 9500 консультантов для населения и более 1400 — для организаций.

Для сравнения: на 1 января т.г. в республике насчитывалось 1553 аттестованных аудитора (правда, не все они занимаются консультациями). Кстати, в Германии, хотя на практике за помощью по налоговым вопросам обращается лишь 1/3 населения, постоянно ощущается дефицит консультантов, тем более что лишь половина кандидатов сдает квалификационный экзамен на получение сертификата. Это и не удивительно: ведь соискатель должен досконально разбираться не только в налогообложении, но и в гражданском, корпоративном, процессуальном, уголовном и административном праве, в оценке имущества, таможенном деле и т.д.

Деятельность в данной сфере в Германии регламентируется законом о налоговом консультировании, положениями об оплате услуг и о порядке деятельности. Вознаграждение выплачивается по тарифам в зависимости от отработанного времени или суммы сделки (что довольно жестко регламентируется), в виде гонорара или паушального платежа в рамках установленного коридора, который зависит от объема, сложности, риска и значимости деятельности.

Вопрос оплаты неизбежно заинтересует потенциальных клиентов отечественных налоговых консультантов. Ведь некоторые полагают, что ответы на все вопросы должны дать налоговые органы, тем более что ст. 21 НК предоставляет плательщикам право получать от них бесплатную информацию о своих правах и обязанностях, о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также письменные разъяснения по вопросам их применения. В свою очередь, ст. 82 НК обязывает налоговиков предоставлять такую информацию.

ВАЖНОЕ место в деятельности налоговых консультантов занимает страхование профессиональной ответственности. При этом в Германии имущественная ответственность за случай нанесения ущерба, как правило, ограничивается суммой в 4 млн. EUR. Ущербом считаются излишне уплаченные клиентами по совету консультанта суммы налогов. В таких случаях помимо возмещения по страховке приходится вернуть полученное вознаграждение. Если подобные случаи повторятся 4–5 раз, страховая компания требует общественное объединение исключить неудачника из своих рядов. Опыт показывает, что этот механизм требует понимания природы налоговых рисков, умения их оценивать, а также четкого разграничения в законодательстве и судебной практике легальной налоговой оптимизации и противоправного уклонения от уплаты налогов.

К примеру, в ряде стран сделки, осуществляемые не с целью, указанной в договоре, а исключительно для минимизации налогов, признаются притворными со всеми вытекающими последствиями. Борьбой с советчиками налоговых уклонистов за рубежом занимается как государство, так и профессиональные саморегулируемые объединения (СРО) консультантов. Заметим, что у нас для появления таких структур еще только предстоит создать специальное законодательство, что может несколько замедлить успешную реализацию проекта. Между тем в России и Казахстане именно на основе законов о СРО созданы общественные объединения, проводящие аттестацию и контроль качества работы налоговых консультантов, которые работают там уже несколько лет.

С ДРУГОЙ стороны, в мире весьма распространено применение «налогового рескрипта», предусматривающего право плательщика получить у фискальных органов в установленные сроки заключение о законности и налоговых последствиях заключаемой им сделки, что позволяет избежать претензий в дальнейшем. Кстати, в России рассматривается законопроект, предусматривающий подобный механизм путем заключения между компаниями и ФНС соглашения «о расширенном информационном взаимодействии». Это существенно отличается от расплывчатой формулировки п. 3 ст. 21 НК, гарантирующей плательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, в т.ч. при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов.

Впрочем, налоговый консультант из Швеции Ингер Паулин рассказала на семинаре, что в ее стране Минфин (который исполняет и фискальные функции) выкладывает на своем сайте заключения по интерпретациям законодательства по обращениям граждан. Однако суды не обязаны принимать их во внимание, рассматривая налоговые споры. Заметим, что такая практика довольно распространена во многих западных странах, где независимый суд руководствуется в своих решениях исключительно законом, а не сиюминутными интересами казны или отдельных ведомств, и привлекает в случае надобности столь же независимых экспертов для получения однозначного и непредвзятого мнения. Возможно, с появлением налоговых консультантов такая практика станет привычной и у нас.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений