Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
17.06.2014 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОСТЯЗАНИЕ ТРЕХ СИСТЕМ©

Устойчивый экономический рост неразрывно связан с развитием конкуренции, в том числе на трансграничных и региональных рынках. Пути такого развития искали участники Международной конференции «Антимонопольное регулирование и конкурентоспособность национальной экономики в условиях ЕЭП», организованной бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского с участием Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей).

в границах одного союза

Устойчивый экономический рост неразрывно связан с развитием конкуренции, в том числе на трансграничных и региональных рынках. Пути такого развития искали участники Международной конференции «Антимонопольное регулирование и конкурентоспособность национальной экономики в условиях ЕЭП», организованной бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского с участием Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей).

Сегодня на постсоветском пространстве существует целый ряд договоренностей в этой сфере. Одна из них — Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 г., которое определяет основы для гармонизации законодательства Беларуси, России и Казахстана в области единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования рынков на территории Единого экономического пространства (далее — ЕЭП).

Первым конкретным шагом на пути сближения конкурентного законодательства трех стран стал модельный закон «О конкуренции», разработанный специалистами Евразийской экономической комиссии, национальными антимонопольными органами, представителями науки и бизнеса трех государств. Закон является базисным ориентиром в создании прогрессивного законодательства стран ЕЭП, поскольку учитывает лучшие мировые практики в регулировании экономических отношений в области конкурентной политики. В свою очередь, Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 24.10.2013 № 50 гарантирует применение положений этого закона в законодательстве трех стран, что должно способствовать равенству условий сотрудничества предпринимателей на всей территории ЕЭП.

По мнению большинства участников конференции, проблемы формирования конкурентной среды и развития конкуренции в ЕЭП обуславливаются, с одной стороны, особенностями переходного периода и различными уровнями трансформации экономик, с другой — различными подходами и методами государственного регулирования социально-экономического развития наших стран.

В связи c этим основным содержанием конкурентной политики на современном этапе должны стать отказ от государственного протекционизма в отношении государственных и национальных компаний, создание стабильных и равных условий хозяйствования для субъектов предпринимательской деятельности трех стран на всей территории ЕЭП.

Актуальной задачей как органов государственного управления, так и бизнеса были и остаются вопросы повышения конкурентоспособности национальных экономик, и прежде всего в сфере материального производства. Поэтому эффективное и умелое управление становится главным фактором, определяющим состояние и развитие экономики коммерческих организаций, регионов, отраслей и стран в целом. Однако решить задачи антимонопольного регулирования и развития конкуренции не так просто, отметил заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания РБ Владислав Щепов. Страны союза и их отдельные административно-территориальные единицы имеют определенные стартовые конкурентные преимущества в производстве отдельных видов товаров и оказании услуг. Но это не значит, что такое производство должно остановиться на других территориях, в т.ч. по соображениям национальной безопасности и обеспечения конкуренции. Нельзя допустить и снижения количества субъектов хозяйствования на трансграничных рынках в отдельных отраслях. При этом антимонопольное регулирование, направленное на регулирование экономической концентрации, должно рассматриваться с позиции обоснованности для обеспечения конкурентоспособности компаний и совместных производств не только на рынке союза, но и на мировых рынках. Между тем национальные регуляторы продолжают принимать меры по защите внутреннего рынка, в т.ч. косвенно ограничивая свободу передвижения ресурсов в рамках союза. Все это требует реализации новой конкурентной политики и антимонопольного регулирования.

В свою очередь, член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов отметил четкую взаимосвязь между уровнем монополизации трансграничных рынков и свободы ценообразования на них. Поэтому наиболее перспективным направлением антимонопольного регулирования и политики конкуренции является обеспечение свободы и снижение расходов по перемещению всех видов ресурсов в рамках стран ЕАЭС.

Заметим, что это общее направление включает множество составляющих, определяемых особенностями национального законодательства трех стран, правоприменительной практики, уровня развития технической и финансовой инфраструктуры, сложившихся традиций и менталитета. Поэтому в некоторых сферах требуется не только гармонизация нормативной базы, но и структурная перестройка деловых отношений, трансформация государственных и естественных монополий и привычных представлений о ведении бизнеса.

В частности, предприниматели, выступая на конференции, отмечали необходимость решения наболевших вопросов по ценообразованию и развитию конкуренции в сфере платных медицинских услуг, по регулированию, созданию и деятельности холдингов, которые порой представляют собой явно монополистические структуры. Болевым вопросом неравной конкуренции остается в Беларуси практика предоставления субъектам хозяйствования государственной поддержки, регистрации прав на объекты права промышленной собственности и договоров франчайзинга.

ВАЖНОЕ место в создании равных прав ведения бизнеса имеет соблюдение принципов добросовестной конкуренции при осуществлении государственных закупок, отметил первый заместитель председателя БелТПП Вячеслав Реут. С одной стороны, Соглашением от 9.12.2010 г. определена норма о предоставлении «национального режима», предусматривающего, что каждая сторона обеспечивает для целей закупок товаров, происходящих с территорий государств Сторон, режим не менее благоприятный, чем предоставляется национальным товарам. При этом страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами, действующими на единой таможенной территории Таможенного союза. Но до сих пор для целей госзакупок в Таможенном союзе не разработаны такие единые правила и не определены четкие критерии по отнесению товаров к «национальным». Поэтому в странах ТС применяются различные подходы. Например, в Беларуси необходимо представить сертификат происхождения товаров формы СТ-1, выдаваемый в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ, либо сертификат продукции собственного производства. В Казахстане применяется сертификат о происхождении товара формы СТ-KZ, выдаваемый в соответствии с критериями, установленными национальным законодательством. В России документальное подтверждение происхождения товаров при государственных и муниципальных закупках не требуется — достаточно заявления участника закупок об изготовителе или стране изготовления товара.

Критерии, на основании которых выдаются перечисленные сертификаты, имеют отличия по содержанию и порядку применения. Кроме того, сертификат, выдаваемый в соответствии с законодательством Беларуси или Казахстана, могут получить только резиденты этих стран. Все это создает предпосылки для неравных условий доступа к госзакупкам и неправомерных действий их организаторов и участников, а следовательно, свидетельствует о проявлении элементов недобросовестной конкуренции или искусственного ограничения конкуренции.

С другой стороны, отсутствие единых критериев и требований допускает возможность доступа к госзакупкам под видом товаров ТС иностранных товаров либо товаров с низкой долей добавленной стоимости, создаваемой на территории трех стран, и получения дополнительных конкурентных преимуществ недобросовестными участниками. Между тем цена вопроса весьма внушительна — речь идет о 15-процентной преференциальной поправке к цене предложения.

ДОГОВОР о Евразийском экономическом союзе декларирует проведение скоординированной и согласованной политики в различных сферах регулирования хозяйственной деятельности. При этом не всегда понятно, в какой мере согласованы или скоординированы национальные законодательства трех стран, регулирующие вопросы регистрации бизнеса, корпоративные отношения, налоговое администрирование, исчисление и уплату налогов, лицензирование, саморегулирование отдельных секторов, валютное регулирование и внешнеэкономическую деятельность, трудовые отношения, инвестиции, защиту прав собственности. Если судить по различным исследованиям, все перечисленные аспекты в Беларуси, Казахстане и России существенно различаются. При этом, несмотря на постоянное сотрудничество законодательных, исполнительных и контролирующих органов наших стран, в национальных законодательствах содержится множество различий по принципиальным аспектам, влияющим на комфортность ведения бизнеса. Между тем взаимодействие государства, с одной стороны, и бизнеса и физических лиц — с другой может моделироваться как своего рода «рынок публичных благ и институциональных сред». На этом рынке государство «продает» публичные блага и формальные институты, за которые частные структуры «уплачивают» цену в виде налогов и других платежей.

В условиях глобальной или региональной экономической интеграции, такой как ЕАЭС, граждане и компании получают возможность «выбирать» между тремя (а в перспективе, возможно и больше) государствами, предлагающими различные «наборы благ» и «цены». Поэтому в рамках ЕАЭС возникает конкуренция юрисдикций за привлечение бизнеса, частных инвестиций и трудовых ресурсов. Возникает вопрос, как далеко готовы зайти законодатели союза, чтобы не доводить регулирование до неэффективно низкого уровня и недопроизводства публичных благ?

Можно выделить ряд направлений этой конкуренции, по которым придется состязаться законодательным системам наших стран: от регистрации бизнеса (прежде всего по скорости совершения административных процедур и затратам на них) до тяжести фискального бремени и сложности налогового администрирования, от уровня развития инфраструктуры финансовых рынков до привлекательности рынка труда, от состояния корпоративной культуры до степени защищенности прав собственности.

Одной из важнейших форм конкуренции юрисдикций является налоговая конкуренция, в которой юрисдикции привлекают мобильные факторы производства (труд и капитал). При этом уровень налоговых ставок является лишь частью этой конкуренции. Столь же важное значение имеет предложение налоговых льгот, стимулов для реинвестирования прибыли и деоффшоризации экономики. Ведь налоговое законодательство должно выполнять не только фискальные и стимулирующие функции, но и препятствовать выводу капитала.

УЧАСТНИКИ конференции сформулировали предложения по корректировке законодательства. В частности, в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик следует повысить устойчивость и согласованность макроэкономической политики трех стран, в т.ч. в вопросах кредитно-денежной, валютной и инвестиционной политики, финансов и расчетов, снижения налоговой нагрузки, упрощения налоговой системы и расходов на ее администрирование, особенно в части НДС в условиях отсутствия таможенных границ, решить проблемы социально-трудовых отношений, включая социальное страхование и пенсионное обеспечение, мотивацию труда и политику трудовой миграции. Бизнес-ассоциациям и союзам, руководителям коммерческих организаций стоит организовать изучение и распространение опыта лучших компаний по модернизации и техническому перевооружению, внедрению прогрессивных форм организации производства на основе кластеризации, субконтрактации, франчайзинга и т.д., положив в основу целевой подход, направленный на повышение производительности и снижение издержек.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений