Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
15.02.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОСТЯЗАНИЕ СИСТЕМ И СТИМУЛЫ ПОД НАГРУЗКОЙ©

Мы не единственные, кто идет по пути перемен в сфере налогообложения, — они происходят во всем мире. А потому оценивать эффективность реформ можно, только сопоставляя их с глобальными тенденциями.

Мы не единственные, кто идет по пути перемен в сфере налогообложения, — они происходят во всем мире. А потому оценивать эффективность реформ можно, только сопоставляя их с глобальными тенденциями.

В недавно опубликованном докладе «Уплата налогов – 2013. Глобальные картина», подготовленном специалистами Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и компанией PricewaterhouseCoopers, проанализированы нововведения в налогообложении за последние 8 лет в 185 странах. В исследовании использованы 3 основных показателя: налоговая нагрузка (отношение всех налогов к прибыли), количество налоговых платежей и время, затрачиваемое в компании на исчисление и уплату налогов. Динамика этих индикаторов показывает, что сокращение административного бремени — всеобщий тренд. Главной причиной происходящих изменений авторы доклада считают процесс глобализации, который усиливает связи между государствами, сужает диапазон различий в налоговых системах и постепенно ведет к устойчивому развитию.

Налоговая нагрузка в мире за последние 8 лет уменьшилась на 8%, время, которое средняя компания затрачивает на расчет и уплату налогов, сократилось на 54 часа (7 дней), а количество налоговых платежей — на 6,5. В результате в 2012 г. средняя компания затратила 267 часов на выполнение налоговых обязательств, сделала 27,2 платежа, и средняя налоговая ставка составила 44,7%. В 2011–2012 гг. темп снижения налоговой нагрузки уменьшился, зато ускорился темп сокращения количества налоговых платежей, а средняя налоговая ставка сократилась на 0,3%, время, затрачиваемое на уплату налогов, — на 1 день, количество платежей — на 2.

Такие изменения обусловлены особенностями посткризисного развития, необходимостью ориентации налоговой и бюджетной политики на сокращение бюджетных дефицитов и стабилизацию финансовых рынков. В этих условиях власти вынуждены увеличивать налоги.

В свою очередь, налоговая система может создавать благоприятные условия для роста национального бизнеса, а минимизация времени и усилий, затрачиваемых им на выполнение налоговых обязательств, также имеет важное значение для стимулирования и сохранения устойчивого экономического роста.

Сравнение соотношения налогового бремени, ВВП и прямых иностранных инвестиций показывает, что высокие налоговые ставки для бизнеса ограничивают возможности экономического роста и ухудшают привлекательность среды для инвестиций. Напротив, сокращение административной нагрузки и упрощение налоговой системы увеличивают потенциал экономического роста. Расчеты подтверждают позитивный эффект налоговых реформ. Так, снижение налоговой нагрузки на 1% увеличивает долю инвестиций в ВВП также на 1%.

Из-за мирового экономического кризиса развитые страны вынуждены были сократить помощь развивающимся странам. Поэтому правительствам последних приходится искать альтернативные источники доходов, в т.ч. путем улучшения налоговой системы. Наиболее общей тенденцией в налогообложении за последние 8 лет стало снижение ставки налога на прибыль. Однако в 2011 г. она в среднем не изменилась, тогда как налоги на труд и социальные отчисления возросли на 0,1%, а остальные налоги сократились на 0,4%.

Список стран с наиболее благоприятным налоговым климатом традиционно возглавляют страны Ближнего Востока, где установлено наименьшее число налогов, благодаря наличию альтернативных источников доходов. В среднем в этом регионе самое низкое налоговое бремя — всего 23,6%, и расположенные здесь компании тратят лишь 158 часов на выполнение налоговых обязательств. Но даже в этих странах число налоговых платежей может быть оптимизировано. В докладе также рекомендовано ближневосточным странам совершенствовать налоговую систему за счет введения системы электронного декларирования и платежей.

Из развитых стран в первую десятку рейтинга вошли Канада и Ирландия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе налоговое бремя ниже среднемирового и продолжает сокращаться, поддерживая конкурентоспособность стран этой части планеты.

В последней десятке рейтинга — африканские страны, где наименее благоприятные для бизнеса налоговые системы. Однако и здесь проводятся некоторые реформы. Замыкает рейтинг Венесуэла. Впрочем, Латинская Америка в целом выглядит хуже остальных регионов: там больше всего времени тратят на выполнение налоговых обязательств (619 часов), высокое налоговое бремя и чаще всего меняется налоговое законодательство.

Наиболее активны в реформировании налоговых систем Восточная Европа и Центральная Азия. В докладе отмечено, что значительные реформы налогообложения в 2011–2012 гг. провели 13 стран. Лидерами среди них являются Либерия и Беларусь, которая, по мнению экспертов ВБ и PwC, добилась существенных успехов в реформировании налоговой системы после 2004 г.

Начиная с 2005 г. Беларусь продвинулась в мировом рейтинге на 61 позицию — больше всех стран. В докладе уделено достаточно много внимания нашим достижениям. Это отмена 7 налогов, сокращение налоговых ставок, расширение налоговой базы и упрощение налогового законодательства, внедрение электронного декларирования. В результате число ежегодных платежей сократилось со 125 до 10, время на уплату налогов — с 987 часов до 338 (на 1/4 меньше, чем в среднем в мире), совокупная налоговая ставка снизилась со 137,5% до 60,7% (среднемировая 44,7%). По мнению экспертов, усилия по упрощению налоговой системы Беларуси окупились и способствовали активизации развития бизнеса. Например, если в 2005 г. число впервые зарегистрированных обществ с ограниченной ответственностью составило 1681, то в 2011 г. — 6142, а всего их число увеличилось на 68,9%, дo 46 653.

Таким образом, оценки изменений налоговой системы, данные МНС и Минфином Беларуси, практически полностью совпадают с мнением международных экспертов. Это повышает значение усилий по реформированию белорусской налоговой системы в глазах иностранных инвесторов, однако не дает оснований для самоуспокоения. Ведь совершенствованием своих налоговых систем сегодня занимаются практически все. Наши ближайшие соседи — Россия, Украина, Польша — также отмечены в докладе как активные реформаторы. К тому же показатели налоговой системы РБ, несмотря на значительное улучшение, все еще отстают от среднемировых и средних по региону, поэтому нам приходится догонять.

Исследование, которое ежегодно проводят авторитетные международные организации, не только констатирует ситуацию в мире, но и позволяет авторам выявить лучшие практики и определить направления дальнейших реформ. В докладе отмечено, что в условиях нестабильности мировой экономики принимать решения по налоговой политике становится труднее: нужно одновременно повышать конкурентоспособность, в т.ч. с помощью налоговых систем, которые могут помочь стимулировать экономический рост, и в то же время сокращать дефицит в общественном секторе, формируя более прочную основу для развития экономики.

Тем не менее эксперты считают уменьшение налогового бремени одним из главных путей реформирования. Однако снижение ставок налогов допустимо лишь в условиях стабильной экономики при параллельном сокращении госрасходов. Второй путь — создание более благоприятной бизнес-среды с помощью перемещения налогового бремени с производства на потребление, например, увеличивая НДС и сокращая налог на прибыль (кстати, именно такой путь выбран в нашей стране). Третий, наиболее благоприятный вариант, — расширение налоговой базы — который позволяет собирать ту же сумму налогов при более низких ставках. Еще одно важное направление — снижение административной нагрузки налоговой системы.

Последние два направления могут принести наиболее ощутимый результат в Беларуси, стимулировать развитие бизнеса и устойчивый экономический рост.

Ольга ШУЛЕЙКО, кандидат экономических наук, заведующая сектором бюджетно- налоговой политики Института экономики НАН Беларуси

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений