Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
07.09.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО

Совершенствование законодательства в области лицензирования продолжится. В Минэкономики считают Указ от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» компромиссным вариантом, требующим доработки.

Совершенствование законодательства в области лицензирования продолжится. В Минэкономики считают Указ от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» компромиссным вариантом, требующим доработки. Об этом 3 сентября заявил на брифинге заместитель министра экономики Андрей Тур.

Со вступлением в силу Указа № 450 ненужными окажется около 60% от общего числа лицензий, выданных в этом году, отметил замминистра, а время для регистрации новых предприятий в 2011 г. сократится еще больше. С 30 до 15 дней снизится срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии. Причем по 16 видам деятельности они будут выдаваться не на 5, как сейчас, а на 10 лет. А.Тур пояснил, что в случае, если срок действия лицензии истекает в период с 1.09.2010 г. по 1.01.2011 г., он продлевается автоматически до 1.01.2011 г.

В этом, по мнению А.Тура, заключаются главные результаты Указа № 450, разработка которого длилась более полутора лет. Причина столь большой паузы — сопротивление чиновников. «Все органы госуправления не хотят отказываться от лицензирования. Им это и проще, и легче. У нас на сегодняшний день видов деятельности, которые лицензируются, 51. Мы отменили 16 и ввели одну... Поймите, что такие документы — это большой компромисс, — посетовал замминистра. — И поймите также, почему это принимается указом. Ведь это определенная политическая воля!» Из-за консерватизма отдельных министерств не удалось отменить лицензирование издательской деятельности, юридических и образовательных услуг. Замминистра экономики заверил, что работа по упрощению лицензирования продолжится. «Постепенно мы планируем достичь оптимального минимума — 10–15 позиций, как в странах с развитой экономикой», — сказал А.Тур.

Не так-то просто понять, почему государству требуется так много времени, чтобы собраться с духом и преодолеть сопротивление собственных служащих. Видимо, им тоже воли не занимать. Да и достигнутый компромисс по достоинству пока оценить трудно. Действительно, с 1 января отменяется лицензирование 16 видов деятельности, а еще по 14 видам из оставшихся 36 сократятся перечни составляющих их работ (услуг). Однако до конца года отраслевые министерства разработают новые формы регулирования предпринимательской деятельности в сферах, освобожденных от лицензирования, — в зависимости от формы контроля качества тех или иных работ (услуг).

Таким образом, вскоре нас ждет целый ряд указов и постановлений, предусматривающих государственную аккредитацию, сертификацию или включение в реестры практически всех тех видов деятельности, лицензирование которых, в отличие от Декрета от 14.07.2003 № 17, не предусмотрено Указом № 450. Задача непростая, считает замминистра экономики. Например, при разработке системы сертификации в торговле необходимо будет учесть требования к стандартам качества товаров, действующие в Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана.

Реестр турфирм заменит лицензирование в туристической деятельности, поясняют в Минспорта и туризма. Кроме того, здесь планируется ввести сертификацию фирм и финансовые гарантии для туристов. Очевидно, это повлечет дополнительные расходы, которые неизбежно скажутся на стоимости оказываемых услуг.

Руководители бизнес-союзов оценили появление Указа № 450 неоднозначно. С одной стороны — это прогрессивная мера, признают они. Долгожданная отмена лицензирования розничной торговли будет содействовать росту занятости, особенно в малых городах, развитию конкуренции, а значит, и качества торговых услуг. Несколько снизится административная нагрузка на бизнес.

Однако смущают оговорки, которыми сопровождается совершенствование лицензионного законодательства. Вместо лицензий могут быть введены более жесткие инструменты, опасается председатель правления бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Георгий Бадей. Предварительные проекты, в частности, по ведению реестров розничной торговли и туруслуг, уже предлагались соответствующими ведомствами для обсуждения предпринимательским объединениям. Первое впечатление — новые правила контроля увеличивают административное и финансовое давление на бизнес. С учетом их мнения БСПиН готовит замечания и предложения по корректировке планируемых документов, которые будут направлены в Совмин.

Отраслевые постановления о новых мерах регулирования прав на ведение предпринимательской деятельности должны утверждаться только после экспертизы делового сообщества, считает председатель президиума республиканской конфедерации предпринимательства и Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Республиканские конфедерации предпринимательства и региональные союзы сейчас должны «глядеть в оба», говорит он. Меры, утвержденные взамен лицензирования, не должны отяготить предпринимателей избыточными требованиями.

В.Карягин отметил, что в условиях объявленной либерализации бизнес ожидал более радикального сокращения перечня лицензируемых видов деятельности. До тех пор пока отраслевые министерства не откажутся от чрезмерных прав контроля, высокая стоимость бизнес-процедур сохраняется: компании вынуждены неэффективно расходовать деньги, вместо того, чтобы направлять их на развитие. «Но бюрократию не прошибить ни Администрации Президента, ни Правительству, ни Минэкономики» — сокрушается В.Карягин. Он отметил, что в течение полугода до подписания Указа № 450, бизнес-ассоциации почти не получали информации о планируемых изменениях. Деловое сообщество не устраивает механизм принятия государственных решений.

К сожалению, пока решения принимаются именно так, бизнес мало ощущает плоды либерализации, разговоры о которой не всегда подтверждаются делом. С одной стороны, право заниматься некоторыми видами деятельности в силу объективных причин должно ограничиваться определенными требованиями — квалификационными, финансовыми и т.п. С другой стороны, регулирования в таких сферах за рубежом нередко делегируется негосударственным профессиональным объединениям — как, например, сделано в России в отношении аудита и строительства. Возможно, наше общество пока не готово к таким переменам. Но тогда трудно понять, в чем смысл замены одной бюрократической процедуры (лицензирования) на другие, аналогичные по содержанию, но под другим названием. Ведь если правила выдачи и лишения аккредитации, сертификации и т.п., как и состав требуемых для этого документов останутся практически такими же, как и при лицензировании, окажется что Указ № 450 является даже не компромиссным, а косметическим решением. Правда, мы сможем отрапортовать мировому сообществу об очередном шаге в улучшении условий ведения бизнеса, а международные организации учтут это при составлении очередного рейтинга. Но предпринимателям, которых чиновники не торопятся выпускать из-под своего пресса, от этого комфортнее не становится.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений