Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
12.08.2011 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СКОРО ВЭД ПЕРЕМЕНИТСЯ

Президент Беларуси 9 августа подписал Указ № 347, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Этим документом отчасти расширяются возможности участников внешнеторговой деятельности, уточняется порядок ее осуществления и контроля, а ряд понятий приводится в соответствие с терминологией Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Вместе с тем в Указе есть новшества, которые заставят субъектов хозяйствования подумать о корректировке некоторых условий контрактов с нерезидентами.

Президент Беларуси 9 августа подписал Указ № 347, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Этим документом отчасти расширяются возможности участников внешнеторговой деятельности, уточняется порядок ее осуществления и контроля, а ряд понятий приводится в соответствие с терминологией Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Вместе с тем в Указе есть новшества, которые заставят субъектов хозяйствования подумать о корректировке некоторых условий контрактов с нерезидентами.

Со вступлением в силу Указа № 347 (через 3 месяца после опубликования) регистрация сделок будет осуществляться не по отдельным приложениям к внешнеторговому договору, а по договору в целом. В официальном пресс-релизе подчеркивается, что это позволит сократить количество обращений субъектов внешнеэкономической деятельности в банки для «осуществления процедурных вопросов совершения сделок». Плата за регистрацию банками сделок взиматься не будет. Отметим одну деталь: сегодня регистрация в банке требуется по каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, — по каждому такому приложению), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более. Теперь экспортер (импортер) будет обязан зарегистрировать в банке сделку по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более. Так что «дробление» сделок утрачивает смысл. Обратим внимание на еще одно уточнение: для целей Указа № 178 для определения стоимости товаров в евро, названной во внешнеторговом договоре в иной иностранной валюте, пересчет должен производиться с применением официальных курсов, установленных Нацбанком на дату заключения внешнеторгового договора. Любители договорных курсов и мультивалютных оговорок, будьте бдительны!

Как и ранее, регистрация договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, не требуется. Кроме того, отменяется регистрация сделок по договорам, не связанным с возмездной передачей товаров (на выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Расширяется перечень вариантов завершения внешнеторговых операций при экспорте. Помимо ранее предусмотренных случаев, теперь это может быть получение иного возмещения согласно условиям заключенного договора в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров, а также через реализацию товаров иному нерезиденту без их обязательного возврата на таможенную территорию РБ. Кроме того, внешнеторговые операции могут быть завершены в случае признания контрагента-нерезидента банкротом, его исключения из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, конфискации товаров, а также в результате рассмотрения споров в судебном порядке. При этом Указ № 347 определяет даты завершения внешнеторговой операции в подобных случаях.

В перечень внешнеторговых операций, на которые не распространяется действие Указа № 178, помимо банковских, включены операции неторгового характера. Не касаются его нормы и реализации резидентами товаров и прочих объектов для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, как на территории РБ (что предусматривалось и ранее), так и за ее пределами. Так что выездная торговля за рубежом облегчается — лишь бы тамошнее законодательство не препятствовало и спрос был.

Продление сроков завершения внешнеторговых операций будет осуществляться Нацбанком при соблюдении условий, определенных им совместно с Советом Министров. В пресс-релизе подчеркивается, что наличие совместно выработанных условий для резидентов, при которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком, позволит исключить субъективный подход к решению этого вопроса. Видимо, этим же целям послужит уточнение правил выдачи разрешений на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию РБ. Сейчас такие разрешения выдаются Нацбанком по ходатайству Совмина либо иного госоргана. Со вступлением в силу Указа № 347 они будут выдаваться для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Правительству РБ, — по ходатайству Совмина; для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) госорганам и иным госорганизациям, подчиненным Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси, — по ходатайству таких госорганов, организаций и НАН; для организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, а также не имеющих ведомственной подчиненности, для ИП — по ходатайству областных (Минского городского) исполкомов.

Для обеспечения последующего мониторинга и контроля вводится обязанность участников внешнеэкономической деятельности уведомлять банки о закрытии ранее зарегистрированных сделок.

Термины «таможенное оформление» и «таможенный режим» заменены на «совершение таможенных операций» и «таможенная процедура», применяемые в ТК ТС. Кроме того введен термин «оприходование товаров», под которым понимается принятие товаров к бухучету в порядке, установленном законодательством. Отметим, что Указ № 347 уточняет один из весьма актуальных вопросов: что считать датой поступления товаров при импорте, если таможенное оформление (а ныне — совершение таможенных операций) не производится. До сих пор таковой считалась дата их оприходования в установленном порядке импортером. Теперь это будет дата оприходования на склад, находящийся на территории РБ. Так что импортерам, заключившим договора на условиях DAT, FOB, или иных, предусматривающих исполнение обязательств поставщика за рубежом, есть о чем подумать.

Уточнено также, что датой проведения платежа по импорту считается также дата списания денежных средств со специального счета аккредитива импортера.

Указ № 347 однозначно признает экспортерами (импортерами) не только резидентов, заключивших внешнеторговый договор, но и тех, к кому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования (перевода долга) между резидентами в соответствии с ГК РБ. Соответственно, к ним будут относиться все требования Указа № 178, так что со сложными схемами расчетов и зачетов, вновь ставшими популярными сегодня, придется быть поосторожнее. Сроки завершения внешнеторговых операций не изменились, однако по договорам комиссии при экспорте вновь введен особый, на этот раз — 120-дневный срок.

Во внешнеторговом договоре необходимо будет предусматривать, среди прочего стоимость товаров — хотя бы ориентировочную, если установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры окажется невозможным.

Если до сих пор сроки завершения внешнеторговых операций продлевались по разрешению Нацбанка, то теперь условия такого продления ему придется устанавливать совместно с Совмином. Кроме того, Совмин совместно с Нацбанком вправе по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, чем определенные в Указе № 178.

К моменту вступления в силу Указа № 347 Совмину и Нацбанку предстоит обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с ним и принять иные меры по его реализации. В отношении внешнеторговых договоров, заключенных до вступления в силу Указа № 347, в рамках которых регистрация сделки осуществлялась по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору, используется последний по дате регистрационный номер сделки. Присвоение иных номеров не потребуется.

Леонид Фридкин


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений