СКИНЕМСЯ ПО РУБЛЮ©
Декретом Президента от 21.02.2014 № 3 (далее — Декрет № 3), вступающим в силу с 5 марта 2014 г., внесены изменения в Декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1), связанные с приведением его в соответствие с последними изменениями законодательства. На первый взгляд они носят сугубо технический характер, однако на самом деле будут иметь и определенные макроэкономические последствия.Декретом Президента от 21.02.2014 № 3 (далее — Декрет № 3), вступающим в силу с 5 марта 2014 г., внесены изменения в Декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1), связанные с приведением его в соответствие с последними изменениями законодательства. На первый взгляд они носят сугубо технический характер, однако на самом деле будут иметь и определенные макроэкономические последствия.
Напомним, что согласно ст. 81 Инвестиционного кодекса в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями вклад зарубежных участников должен был составлять не менее 20 000 USD в эквиваленте. Со вступлением в силу с 24.01.2014 г. Закона от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон № 53-З) данная норма, как и многие другие, была отменена, а с 26.01.2014 г. Законом от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» кодекс был вообще признан утратившим силу. Само понятие «коммерческие организации с иностранными инвестициями» исчезло из законодательства РБ. Ранее считавшиеся таковыми организации согласно ст. 21 Закона № 53-З получили право сформировать уставный фонд (если он еще не сформирован) в размере, указанном в уставе, в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Закона или изменить размер уставного фонда, но не ниже минимального размера, установленного законодательством Беларуси, в предусмотренном им порядке. Кроме того, исчезли содержавшиеся в ст. 88 кодекса нормы, детально регламентировавшие порядок внесения денежных и неденежных вкладов участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями. Поэтому при пересчете обязательств иностранных инвесторов и самих вкладов в белорусские рубли и учете курсовых разниц оставалось руководствоваться общими правилами, установленными Декретом от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц».
Теперь законодатели решили восполнить образовавшиеся пробелы. В частности, п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом № 1 (далее — Положение), дополнен нормой, согласно которой уставный фонд любой коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях. При внесении вклада в уставный фонд в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату фактического внесения этого вклада.
Если ранее в соответствии с ч. 3 п. 8 Положения уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями должен был формироваться в размере и сроки, определенные кодексом, то с 5.03.2014 г. кодекс, равно как и организации с иностранными инвестициями, в Положении уже не упоминаются. Взамен указано, что уставный фонд коммерческих организаций, указанных в п. 2 Положения (банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков, государственные объединения, а также ОАО, созданные в процессе приватизации госсобственности), формируется с учетом особенностей, установленных для них законодательством.
Кроме того, определено, что ликвидация коммерческих организаций, признававшихся до 24.01.2014 г. коммерческими организациями с иностранными инвестициями, решение о ликвидации которых принято до вступления в силу Декрета № 3, осуществляется в порядке, действовавшем до 5.03.2014 г.
Таким образом, теперь на коммерческие организации, созданные с участием иностранных и международных организаций или физических лиц, распространяется общий порядок регистрации, формирования уставного фонда и ликвидации. Впрочем, объявление уставного фонда в национальной валюте вряд ли станет существенным подспорьем в борьбе с долларизацией экономики. С одной стороны, партнеры по привычке оценивают объем необходимых первоначальных инвестиций в СКВ. Так что объявление в белорусских рублях будет подразумевать определенный валютный эквивалент, тем более что для некоторых организаций, в частности, банков, это официально предусмотрено. Отсутствие определенного законодательством минимального размера вклада иностранного инвестора, возможно, облегчит создание предприятий с зарубежным капиталом, но вряд ли поспособствует накоплению этого капитала в абсолютных цифрах. Напротив, отсутствие таких требований позволяет регистрировать в стране фирмы-однодневки с несерьезными, а порой и весьма предосудительными намерениями.
С другой стороны, налоговое законодательство, в частности, п. 6 ст. 127 НК, предписывает определять прибыль от продажи доли в уставном фонде (как белорусским, так и зарубежным участником) путем пересчета в доллары США по официальному курсу, Нацбанка соответственно на дату получения выручки и на дату фактического внесения вклада либо фактического осуществления (оплаты) расходов на приобретение доли.
В заключение отметим, что Декретом № 3 нормы Положения распространены в т.ч. и на Белорусскую нотариальную палату, а также на организации, обеспечивающие проведение медиации. Поскольку с 1.01.2014 г. в рамках реформирования судебной системы РБ произошло объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции (при этом последние переименованы в экономические суды), соответствующая замена терминов произведена в Положении, а также в Положении о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом № 1.
Пунктом 2 Декрета № 3 Совмину, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено в двухмесячный срок привести акты законодательства в соответствие с данным документом и принять иные меры по его реализации.
Александр ГАНАГО