Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.08.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СИМФОНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

От совещания, прошедшего 25 августа, белорусы ждали объявления о каких-то кардинальных решениях по стабилизации ситуации на валютном рынке страны. В преддверии этого события девальвационные ожидания резко подтолкнули вверх курс доллара на черном рынке и цены на ряд товаров. Но сенсация не состоялась: прозвучали лишь обещания за 1,5–2 месяца разобраться с ситуацией и заверения, что дела обстоят не так уж плохо.

От совещания, прошедшего 25 августа, белорусы ждали объявления о каких-то кардинальных решениях по стабилизации ситуации на валютном рынке страны. В преддверии этого события девальвационные ожидания резко подтолкнули вверх курс доллара на черном рынке и цены на ряд товаров. Но сенсация не состоялась: прозвучали лишь обещания за 1,5–2 месяца разобраться с ситуацией и заверения, что дела обстоят не так уж плохо.

«Мы договаривались 10–12 дней тому назад, чтобы в спокойном режиме проработать все варианты нашей тактики и стратегии действий в ближайшее время, чтобы стабилизировать валютный рынок, и даже не стабилизировать, он стабилизировался на каком-то неприемлемом для нас уровне. Нам надо выходить на нормальный уровень функционирования валютного рынка», — сказал Александр Лукашенко.

Отложив судьбоносные решения на октябрь (а может, и дальше), власти оставили поле для дальнейшего обвала рубля и инфляции, а также для гаданий о том, что делать, если не принимать на веру, что курс, который определен, будет действовать и дальше и ситуация продолжит развиваться в заданном направлении.

Пока же катастрофы нет, уверен Президент страны: валютная выручка достигла рекордных размеров, ВВП вырос почти на 10%, экспорт — на 70%. По мнению главы государства, успехи развития экономики Беларуси признаются всем мировым сообществом. Правда, этого почему-то недостаточно для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Вместо этого Президент вынужден успокаивать население, заверяя, в частности, что никакого замораживания вкладов не будет. «Я хочу, чтобы население понимало: мы на эту меру не пойдем, она нам не нужна», — подчеркнул А.Лукашенко.

Приятно, что власти обязуются не отбирать валютные сбережения у граждан за ненадобностью, особенно после того, как всего 9 месяцев назад клялись, что никакой девальвации не допустят, а с мая уже в третий раз обещают разобраться с проблемами на валютном рынке. Впрочем, валютной заначки у одних вообще не было, иные успели ее перепрятать, а вот от 50-процентной инфляции за последние 10 лет все уже успели отвыкнуть. Но Президент полагает, что рост цен не так страшен, поскольку эти деньги все равно, так или иначе, останутся у предприятий (если бы и люди могли сказать о себе то же самое!). «Способно ли население при том, что мы имеем хороший объем производства молока и мяса, других продуктов, сегодня нормально питаться? — задался вопросом Лукашенко. — Хватает ли у населения для этого денег? Я не говорю при этом, что надо выбросить массу денег, как это было ранее. Деньги надо заработать. Но создали ли мы условия для того, чтобы человек мог заработать столько денег, чтобы прокормить себя и свою семью?». Выход видится в продолжении социальной поддержки населения, и в первую очередь — малообеспеченных граждан. Так что индексирование пособий, пенсий, стипендий и зарплат на рост инфляции и цен продолжится. По мнению Президента, такая политика, хоть ее и критикуют, необходима.

Глава государства сообщил, что за последнее время был проведен ряд социологических исследований среди разных слоев населения: «Вы знаете, народ аж пищит, пусть он меня извинит за это, хочет единого курса и свободного доступа к валюте, особенно в Минске».

КАКИЕ только звуки не разносятся по просторам нашей страны. Так, в столице и регионах явственно слышно, как довольно потирают руки те, кто прекрасно зарабатывает на нынешних экономических неурядицах: узкий круг допущенных к распределению валютных потоков людей успеет сколотить немалые состояния в СКВ, пока власти откладывают решение проблем. А вот тем, кто живет на одну зарплату, и впрямь остается лишь пищать: как ни старайся заработать, инфляция обесценивает все усилия гораздо быстрее. Те, кто раньше мог считаться в Беларуси средним классом, превратились по европейским или российским меркам почти в нищих. А ведь это большинство квалифицированных рабочих и специалистов нашей страны. Им пособия не положены.

Что же касается «хорошего объема» продовольствия, то он потихоньку уплывает за рубеж. Производители наращивают поставки, чтобы сполна использовать ресурс девальвации и отчитаться «наверх» о росте экспорта. Вслед за официальными эшелонами и фурами плывут неорганизованные легковушки и баулы граждан, пытающихся свести концы с концами. Но закрывать восточные рубежи не будут.

«Мы находимся в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией, да и украинская граница у нас не на замке. Закроем мы кому-то, завтра закроют и нам. Поэтому говорить о том, что завтра милиция, пограничники с таможенниками станут на границе цепью и никого не пустят — это полная дурь».

Замечу, что нынешнее состояние белорусских прилавков нормальным тоже не назовешь.

ДО 1 СЕНТЯБРЯ председателю Правления Нацбанка Беларуси Надежде Ермаковой поручено проработать варианты дальнейших действий. «Конечно, мы не имеем права не реагировать на настроения населения. Вы мою политику в этом отношении знаете. Все мы должны делать для населения, и мы это сделаем. Но еще раз предупреждаю, что все должно быть основано на объективных экономических и финансовых законах», — сказал Президент. Вместе с тем глава государства отметил, что многие специалисты, в т.ч. китайские, предупреждали о необходимости аккуратного обращения с валютой и недопустимости разбрасываться ею. «Но, тем не менее, мы должны действовать так, как хочет население нашей страны», — заявил А.Лукашенко, еще раз подчеркнув, что при этом необходимо исходить из действия объективных экономических законов.

Обращение к законам экономики выглядит весьма интригующе. Какие именно законы выберут власти для очередных решений и в каких интерпретациях (всегда субъективных) их станут применять: скажем, по К.Марксу или Д.Хиксу, Д.М.Кейнсу или М.Фридмену, Д.Стиглицу или Ю.Фаме? Ведь специфика экономической науки всегда была в том, что на каждых двух специалистов меньше трех мнений не бывает.

ПЕРЕЛОМИТЬ ситуацию на валютном рынке могло бы поступление значительных ресурсов для увеличения золотовалютных резервов, что позволило бы начать интервенции на валютном рынке для удовлетворения спроса и поддержания курса рубля, а также снять хотя бы часть административных ограничений в этой сфере. Но пока таких денег нет, любые радикальные шаги могут привести к весьма тяжким последствиям. Да и с очередной порцией заимствований может выйти заминка. Прежде чем поступит второй транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, эксперты Евразийского банка развития могут до ноября изучать, как Беларусь выполнила принятые на себя обязательства, и неизвестно, к каким выводам они придут. Особого прогресса в обещанных структурных реформах пока не видно, унификация обменного курса, не стабилизирована ситуация с резервами, не восстановлено доверие населения к национальной валюте. Еще более туманны шансы на получение еще одного кредита. МВФ. Есть и хорошие новости: президент РФ Дмитрий Медведев распорядился ускорить подписание соглашений о строительстве и финансировании белорусской АЭС, а премьер-министр РФ Владимир Путин поторопил Газпром с решением вопроса цен на газ с учетом «интеграционной скидки». Осталось назвать, с какой суммы и в каком размере выйдет эта таинственная скидка. Тогда и узнаем, почем голубое топливо на следующий год и помогут ли деньги от продажи Белтрансгаза свести концы с концами — с учетом роста внешнего долга благодаря кредитованию «стройки века» нашими отзывчивыми союзниками.

ПОКА же власти собираются приструнить несознательных экспортеров. «Некоторые уже начали шалить. Где-то выручку оставим, нам так выгоднее, и так далее, — заявил А.Лукашенко. — Если такие факты будут обнаружены — мало не покажется». Президент поручил Комитету госконтроля и силовым структурам изучить ситуацию и пресекать случаи невозврата валютной выручки в страну экспортерами.

Напомним, что в начале прошлого года штрафы за несвоевременную обязательную продажу иностранной валюты и необоснованное занижение ее суммы были снижены с 30–50 базовых величин до 10–40 (ст. 11.3 КоАП), а за невозвращение из-за границы валюты — с 20–50 до 30 базовых величин (ст. 11.6 КоАП). Но такие санкции не столь обременительны по сравнению с убытками от обязательной продажи 30% валютной выручки по официальному курсу, который никто не считает реальным, кроме властей (да и то, скорее, на словах). Однако дело может обернуться круче: невозвращение из-за границы валюты в особо крупном размере — это уже уголовное преступление, за которое можно поплатиться 3–4 годами свободы (ст. 225 УК). При этом «особо крупным» считается невозврат валюты на сумму свыше 2 тыс. базовых величин, что до девальвации в эквиваленте составляло 23,3 тыс. USD, а теперь — всего 14 тыс. Так что если всерьез взяться за «невозвращенцев», за санкциями дело не станет, причем сражаться с нынешним разгулом серых схем и черного рынка силовикам, чего доброго, придется в три смены. Но никакие проверки и кары не смогут побороть экономические причины «шалостей» с валютой, не говоря уже об ее оттоке на погашение внешнего долга, оплату за энергоносители и перечисление в российский бюджет оговоренной союзным соглашением доли импортных платежей. И уж тем более все санкции КоАП не идут ни в какое сравнение с штрафом за многолетнее игнорирование законов экономики, который с 24 мая платит население Беларуси...

Леонид ФРИДКИН

Цитата номера:

«Кризисные явления в... экономике сегодня показывают, что сама по себе «реактивная модель», предполагающая логику властного поведения по старой русской пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», долго работать не может. Выявлять системообразующие проблемы и источники вероятных кризисов нужно заранее, задолго до того, как эти проблемы стали критическими для страны. Иными словами, нужно понимать, где мы есть, куда ведет нас историческая дорога, что будет за несколькими ближайшими поворотами этой дороги и как мы намерены сегодня нейтрализовать проблемы, которые дадут о себе знать в полной мере лишь завтра, а то и послезавтра».

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ,

«Новый социализм»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by