Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
13.08.2010 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СИЛА ПРИВЫЧКИ И ИЗБЫТОК КОНКУРЕНЦИИ

Белгоспищепром не теряет надежды сократить долю импортного пива на белорусском рынке с нынешних 30% до 5%. Такой показатель предусматривается проектом программы развития отрасли на следующую пятилетку, сообщил председатель концерна Иван Данченко, выступая в минувший вторник на заседании президиума Совмина. Для достижения заданной цели предлагается задействовать испытанные административные методы.

Белгоспищепром не теряет надежды сократить долю импортного пива на белорусском рынке с нынешних 30% до 5%. Такой показатель предусматривается проектом программы развития отрасли на следующую пятилетку, сообщил председатель концерна Иван Данченко, выступая в минувший вторник на заседании президиума Совмина. Для достижения заданной цели предлагается задействовать испытанные административные методы.

Глава концерна посетовал на крайне жесткую конкуренцию в данном товарном сегменте, где борьба «за полку» постоянно заставляет отечественных производителей снижать цены. «Мы боремся до того, что сами себя делаем убыточными», — приводит его слова пресс-служба правительства.

Чтобы переломить ситуацию в пользу отечественных пивзаводов, Белгоспищепром предлагает ввести ряд ограничительных мер, в частности, лицензирование импорта пива из Украины. По словам И.Данченко, в ходе проведенного в этом году антидемпингового расследования украинская сторона признала чрезмерное занижение цен поставляемого в нашу республику пива. От введения антидемпинговой пошлины уберегло лишь то, что пивоваренные компании этой страны взяли на себя ограничения по минимальным ценам. Хотя, разумеется, никто не гарантирует, что соблазн увеличить свою долю на рынке не подтолкнет их воспользоваться демпингом вновь. Поэтому в концерне настаивают на более радикальных мерах контроля, тем более, что в Казахстане, к примеру, по словам И.Данченко, механизм лицензирования поставок уже действует.

Такая инициатива несколько расходится с буквой и духом международных соглашений, заключенных республикой в последние годы. Напомним, попытки зарегулировать товарные потоки уже неоднократно становились предметом жарких дискуссий и взаимных упреков. Прошло немногим более 3 лет со дня отмены постановления Совмина от 19.02.2003 № 208, требовавшего ввозить пиво из России через спецсклады с уплатой дополнительных налогов, и упразднения лицензирования импорта пива из третьих стран. За это время белорусское пивоварение вновь оказалось неспособным на равных конкурировать с импортом на собственной территории.

Обеспокоенность концерна понять можно: с 2006 по 2010 годы в пивоваренную отрасль страны привлечено 185,5 млн. USD инвестиций, в т.ч. 61,5 млн. — иностранных. В той или иной степени реконструкция и модернизация проведена на всех пивзаводах, значительно увеличены их мощности. Однако карты несколько спутал опережающий рост импорта последних двух лет, что не позволяет ни в полной мере использовать потенциал производства, ни окупить вложенные средства. Хотя, стоит признать, такая ситуация стала следствием нерыночных условий, в которых приходится работать отечественным пивоварам: регулируемые государством цены на пивоваренный ячмень значительно повысили затраты на сырье, в то время как наши конкуренты за рубежом на фоне глобального кризиса смогли воспользоваться двукратным падением мировых цен на ячмень и солод. В результате к нам хлынуло дешевое иностранное пиво, востребованное потребителями.

Но сегодня любые меры нетарифного регулирования возможны лишь в соответствии с законодательством Таможенного союза. Нельзя ввести подобные ограничения в обход Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008, Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9.06.2009 и Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9.06.2009. Чтобы изменить Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, придется получить согласие наших российских и казахстанских партнеров. Разумеется, признание в неконкурентоспособности отечественных товаров — весомый аргумент.

Но поможет ли он — неизвестно. К тому же, если даже удастся вновь ввести лицензирование импорта украинского пива, то как это повлияет на переговоры по вступлении нашей страны в ВТО (членом которой Украина уже является)? Какие адекватные меры примут за рубежом в отношении белорусских товаров? Как быть, если наши южные соседи, продолжая наращивать свой восточный политический и экономический вектор, надумают присоединиться к Таможенному союзу? И наконец, если против товаров из третьих стран еще можно применять протекционистские меры, то российское пиво, которого на наших полках тоже немало (60% импорта пенного напитка), приструнить еще труднее — союзный долг обязывает к равноправию. Выход в Белгоспищепроме видят во включении пива в баланс взаимных поставок наравне с мясом, молоком и сахаром. Остается ждать реакции россиян.

Еще одной важной проблемой, по мнению руководства «Белгоспищепрома», является чрезмерное внимание отечественной торговли к заграничным товарам, которым на магазинных полках порой предоставляют больше места, чем отечественным. “Конкуренция — это хорошо, но когда беспредел в торговой сети, страна теряет деньги”, — заключил И.Данченко. Поэтому в концерне считают необходимым принять подготовленный Минторгом указ, предусматривающий ограничение размера платы, взимаемой торговыми организациями не более 10% стоимости поставляемого товара. При этом расценки на услуги должны составляться на основе экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности не более 25%.

Интересно, что еще недавно Минторг вообще отрицал право ритейлеров брать плату «за место на полке». Но оказалось, что запретом жизнь не остановить: сей, возможно, не лучший мировой опыт прочно прижился в Беларуси. Признав это, чиновникам остается лишь пытаться «упорядочить» процесс ценовыми ограничениями. Между тем причина данной проблемы — в монополизме торговых сетей, добившись которого, те могут диктовать свои условия производителям. И если государство допустило появление подобных монополистов, приходится думать, как их приструнить. Наверно, это посложнее, чем киоски с городских улиц изгонять.

Возможно, нынешний неурожай зерновых в мире несколько выровняет ценовую ситуацию. В среднесрочной перспективе наши пивовары также надеются на лицензионное производство. Если белорусы любят зарубежные марки, то, очевидно, есть резон наладить их выпуск в нашей республике. По такому пути уже пошли некоторые заводы, в дальнейшем они намерены расширять линейку продуктов под иностранными брэндами. Так, ОАО “Брестское пиво” планирует выпускать “Оболонь светлое”, ОАО “Криница” — “Оттингер”, компания “Хайнекен” — “Златы базант черное”. Обращает на себя внимание и более агрессивная реклама отечественных марок по сравнению с импортными, что должно склонить потребителя в сторону белорусского пенного напитка. Однако, чтобы потеснить заграничное пиво на нашем рынке до вожделенного 5-процентного рубежа только маркетинговых мер, а также приглашения на предприятия иностранных топ-менеджеров, может оказаться недостаточно. Видимо, основной упор все-таки придется делать на традиционный инструментарий нетарифного регулирования. Впрочем, это мы не раз уже проходили. Обычно в итоге производители почему-то меньше заботятся о качестве продукции, способах ее продвижения на рынок, экономии издержек. Зато не забывают поднять цены. Конкуренты ведь не нажимают.

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ


Справка «ЭГ»

По данным Белгоспищепрома, в I полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. производство пива в стране увеличилось на 9,5% до 22,293 млн. дал, в т.ч. в июле выпуск возрос на 17,7% до 4,424 млн. дал. ОАО «Криница» произвела 8,328 млн. дал напитка (-5,4% к уровню января—июля 2009 г.), ОАО «Оливария» — 4,04 млн. дал (+7,1%), СЗАО «ПК «Сябар» — 4,319 млн. дал (+75,6%), ОАО «Лидское пиво» — 3,21 млн. дал (+12,8%), ОАО «Брестское пиво» — 1,718 млн. дал (+7,5%), СОАО «Речицапиво» — 0,514 млн. дал (-20,9%).

По результатам 5 месяцев т.г. импорт пива в Беларусь сократился на 2,6% до 5,05 млн. дал, в стоимостном выражении на 6% до 25,048 млн. USD. Поставки из России составили 2,996 млн. дал (-9,4%) на 16,611 млн. USD (-10,7%). Импорт из Украины увеличился на 7% до 1,977 млн. дал, в стоимостном выражении — на 2,5% до 7,462 млн. USD.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений