Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
12.01.2021 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №2 (2399) от 12.01.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сельское хозяйство: — новая порция щедрости от бюджета

Дмитрий Наривончик

2021 год начался не только с многочисленных изменений в законодательстве, но и с предоставления очередной порции господдержки сельскому хозяйству. Для нас это хорошая возможность еще раз оценить истинную стоимость продовольственной безопасности, которой мы так гордимся, забывая об огромном количестве ресурсов, затрачиваемых на поддержку отрасли.

Нормативно-правовые акты, принятые в конце 2020 г. – первые недели 2021 г., посвященные сельскому хозяйству, содержат план по закупке материально-технических ресурсов для обеспечения потребности отрасли на 2021 год, а также раскрывают источники финансирования таких расходов. Изучив их, можно утверждать, что ни одна отрасль не получает столько поддержки от государства, как сельское хозяйство.

 

Топливные реки и минеральные берега

В соответствии с постановлением Совмина от 30.12.2020 № 787 «О мерах по подготовке к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2021 году»  (далее – постановление № 787) годовая потребность сельского хозяйства в горюче-смазочных материалах запланирована на уровне 710 тыс. т дизельного топлива, 58 тыс. т бензина, 28,7 тыс. т моторных масел и смазок. При этом согласно постановлению Совмина от 22.12.2020 № 479 «О поставке дизельного топлива» дизтопливо в объеме 505 тыс. т будет поставляться без акцизов, т.е. с существенной скидкой по сравнению с другими покупателями аналогичного топлива. Помимо приобретения топлива, с помощью средств бюджета будут профинансированы ремонт и техобслуживание техники, покупка запчастей, комплектующих, фильтров, масел и смазок, а также других товарно-материальных ценностей, необходимых для ремонта машинно-тракторного парка и иного оборудования.

И это далеко не единственная статья расходов для сельского хозяйства, по которым предприятиям подставит плечо государство. Обл­исполкомы ориентированы на содействие в приобретении 1768 тыс. т минеральных удобрений, 531,4 тыс. т микроудобрений, 2685 тыс. т известковых материалов. Все эти расходы, включая услуги по доставке удобрений, будут профинансированы с использованием средств госбюджета.

 

Комбикорм и семена

Поможет бюджет и с приобретением комбикормов и семяного материала, в т.ч. импортного, потому что, несмотря на многочисленные успехи отечественного сельского хозяйства и НАН РБ, отказаться от качественных импортных семян мы не можем.

Любопытно, что объем кормов, которым должно быть обеспечено каждое хозяйство, доведен постановлением № 787 в виде прямого распоряжения в адрес облисполкомов, что еще раз подтверждает доминирование административно-плановых форм управления в сельском хозяйстве.

 

Проценты и субсидии как норма

Еще одна форма прямой гос­поддержки сельхозпредприятиям (правда, только тем, которые попадут в списки облисполкомов) – субсидии на погашение части процентов по кредитам, полученным для финансирования полевых работ и расчетов за комбикорма, в размере ставки рефинансирования (для кредитов в белорусских рублях) или ставки по кредитам в иностранной валюте.

Предусмотрена и такая форма поддержки, как предоставление субсидий на единицу реализованной либо переработанной сельхозпродукции.

С одной стороны, компенсация процентов и предоставление сельскому хозяйству различных субсидий – нормальная практика поддержки, характерная и для стран с рыночной экономикой. Другое дело, что нередко перечень конкретных хозяйств, которые получают право на такие льготы, формируют обл­исполкомы, и крестьянско-фермерским хозяйствам туда чрезвычайно сложно попасть.

***

Таким образом, даже в такой непростой год, когда госбюджет сжимался по всем статьям, сельское хозяйство не осталось без поддержки государства. Как мы видели ранее (статья «Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг.: 222 млрд руб. и полное фиаско» в ЭГ № 95 за 15.12.2020), государственную аг­рарную политику сложно назвать эффективной с точки зрения целевых показателей, однако если бы на поддержку отрасли не тратились эти ресурсы, аграрный сектор ждала бы череда банкротств. Пока же печальный финал получается отдалить, однако, как только отрасль перестанет получать дотации, сказке наступит конец.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений