Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Санкции не работают? Белорусское машиностроение растет, несмотря на смену поставщиков и рынков

Фото: neg.by

26 сентября в Беларуси отмечается День машиностроителя.

И хотя праздник омрачен общим напряжением на рынке и санкциями, введенными в отношении отдельных предприятий, руководство Минпрома дало оптимистичную пресс-конференцию перед важной датой.

Давайте сравним заявления чиновников с данными Национального статистического комитета.

 

А нам все равно

Первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько рассказал, что 2021 год для Минпрома успешный: экспорт показывает рост до 135% (114% – по объемам продаж и 140% – в денежном выражении). В результате общая рентабельность составила 9,5%, а чистая прибыль – около 430 млн руб. В плюсе оказалось и машиностроение.

«По многим направлениям мы достигли практически предельных возможностей по производству и даже продаже продукции. Фактически мы столкнулись с «проблемой»: заказов на нашу продукцию машиностроения больше, чем мы можем выполнить», – заявил представитель Минпрома.

Об ускорении роста продукции машиностроения рассказывал и министр экономики Александр Червяков в специальном обзоре, подготовленном для нашей газеты (см. статью «Экономика переходит из фазы восстановления к росту», «ЭГ» № 32 за 30.04.2021).

По данным Белстата, машиностроение сейчас действительно находится на подъеме. По итогам восьми месяцев текущего года показатели по вычислительной технике и электронике выросли на 19,5%, электрооборудованию – на 12,6%, производству машин и оборудования – на 16,5%. При этом темпы производства также постоянно наращивались, хотя в отдельные месяцы – замедлялись.

Все это, кстати, может быть результатом реализации Государственной программы развития машиностроительного комплекса Беларуси на 2017–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 07.08.2017 № 588. За время реализации госпрограммы на диверсификацию экспорта и рост производительности труда направили более 6,38 млрд руб. Эффективность госпрограммы оценили в 98,2%, а одной из главных целей ее реализации было «обеспечение развития и повышение эффективности и конкурентоспособности машиностроительного комплекса». То есть пока что с санкциями позволяют справляться, возможно, по инерции, проведенные оптимизация и модернизация.

Сергей Гунько утверждает, что за 1-ое полугодие 2021 г. выполнены все доведенные правительством ключевые показатели работы отрасли. Вырос экспорт в РФ, страны Европы, Америки. При этом доля экспорта в Россию увеличилась с 53 до 58%.

Особенности последнего времени – рост поставок на Африканский континент. Например, в 2020 г. успешно реализованы контракты на поставку техники в Зимбабве, их общая сумма составила около 50 млн USD. А в июне текущего года заключен очередной внешнеторговый договор на поставку более 1,3 тыс. тракторов МТЗ, а также сельхозтехники холдингов «Гомсельмаш» и «Бобруйскагромаш» на общую сумму 26,5 млн USD.

Сейчас идет работа с рынками Сенегала, Мали, Конго, Танзании, Анголы, Мадагаскара и Буркина-Фасо. При этом первый заместитель министра промышленности не отрицает, что санкции влияют на наши предприятия, однако видит в этом лобби крупных мировых корпораций. В частности, он имеет в виду санкции, которые были направлены против белорусских машиностроительных предприятий (это три компании «Амкодор», «МАЗ» и «БелАЗ»).

«Санкции – это война конкуренций, – заявил Сергей Гунько. – Мы видим, что за этим давлением находятся крупные мировые игроки. Те корпорации, которым мы создаем проблемы в мировом масштабе, которые за последние 10 лет мы существенно потеснили и отодвинули в международном рейтинге. Поэтому все эти санкционные вопросы используются как инструмент для того, чтобы давить на нас с помощью коммерческих ограничений для наших покупателей и поставщиков».

 

«Ушли из-за политики? Мы с вами больше работать не будем»

Основной результат санкций сейчас – это вынужденная переориентация на работу с другими компаниями.

«Если поставщики уходят от нас по политическим причинам, мы с такими компаниями больше работать не будем. Это принципиальная позиция не только Минпрома, но и руководителей предприятий, трудовых коллективов. Мы будем искать альтернативные пути развития. У нас есть физические, экономические, технические возможности противостоять санкциям», – сказал Сергей Гунько.

Представитель Минпрома поспешил заверить, что на качестве продукции это никак не скажется:

«Все запланированные результаты к концу года будут обеспечены. Мы выполним все показатели по развитию наших предприятий, более того, мы найдем источники финансирования по всем проблемным вопросам. Никакой растерянности, никакой паники ни в одном трудовом коллективе нет. У нас есть четко выверенная программа действий, а также партнеры, которые нас поддерживают».

Бравада это или нет, покажет время. Основные санкции пока не вступили в силу. Поэтому общий эффект от их введения может быть отложенным. Риски так и остаются рисками, в т.ч. и для отечественного машиностроения. Даже если по инерции все будет продолжать работать, в какой-то момент может наступить коллапс.

Кроме того, заявления Сергея Гунько о том, что сейчас предприятия не в состоянии выполнить все заказы из-за работы на пределе мощностей, нельзя списывать со счетов. Высокий спрос, который мы по каким-то причинам не сможем удовлетворить, может также переориентироваться и уйти к другим производителям.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by