$

2.0412 руб.

2.2585 руб.

Р (100)

3.1980 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Инвестиции

Самые дорогие и дешевые франшизы на белорусском рынке

30.10.2018
Самые дорогие и дешевые франшизы на белорусском рынке
Фото: the-village.ru

Решив создать бизнес, можно не изобретать уникальную идею, не продумывать подробный план запуска, не разрабатывать необходимые документы, а купить франшизу и получить готовый рецепт и помощь. За сколько и как – об этом в очередном обзоре председателя Ассоциации «Белфранчайзинг» Ольги ЛЕОНТЬЕВОЙ специально для «ЭГ».

– На рынке масса предложений на любой вкус и кошелек, белорусских и иностранных. Более 200 ком­паний из разных стран ищут для себя партнеров-франчайзи в Беларуси для развития бизнеса под фран­чайзинговыми брендами. Сумма инвестиций в такие проекты колеблется от нуля до миллионов долларов. Мы проанализировали рынок и выделили три диапазона франшиз.

Сумма инвестиций до 10 тыс. USD

Франшизы в недорогом сегменте позволяют создать мелкий бизнес или организовать самозанятость. Обычно они популярны среди тех, у кого мало опыта в предпринимательстве. Зачастую такие франшизы становятся своеобразной школой бизнеса.

Что можно открыть, если у вас есть такая сумма?

Хватит на запуск небольшого розничного магазина. Например, можно открыть магазин кондитерских изделий под известным белорусским брендом («Коммунарка», «Красный пищевик», «Лодисс»).

Не хотите торговать? Оказывайте услуги. Откройте центр детского развития или языковую школу. Запуск таких проектов не требует больших вложений, а образованию, особенно детскому, сегодня уделяется особое внимание. У нас активно развивается франшиза детских центров «Лесенка», а также «Бэби клаб», Global Child, языковые курсы для детей и взрослых English Papa.

В этом же сегменте находятся небольшие точки стритфуда (Crazy Candy), продажи кофе «с собой» («Перспектива») и мороженого («Джелаторо»). Также отметим проекты, связанные с разработкой программного обеспечения, про­движением сайтов и иными ИT-тех­нологиями. Есть и уникальные кон­цепции – например, франшизе сети точек по продаже шин и запчастей «Контрактор» не понадобятся никакие инвестиции.

На эти франшизы традиционно самый большой спрос, т.к. они не требуют больших финансовых вложений и показывают довольно быстрые сроки окупаемости – до 12 месяцев.

Но будьте внимательны – большой спрос порождает франшизы-пустышки. Рекомендуем тщательно изучить пакет предложений, пообщаться с действующими фран­чайзи, отследить динамику роста сети. Если новые точки появляются, но общее количество франчайзи не растет – система, скорее всего, неэффективна.

Сумма инвестиций от 10 до 50 тыс. USD

Франшизы среднего ценового сегмента в основном представлены более крупным бизнесом в самых различных отраслях:

– магазины одежды и обуви («Шаговита», «Марк Формель», Balunova, Devur/Femme);

– общепит (кафе-мороженое «Баскин Роббинс» или кальянные Premium Hookah Club);

– услуги в сфере красоты – барбер-шопы («Бородач»), броу-бары (BB12). По-прежнему продолжают пользоваться популярностью концепции «все в одном» (так, активно развивается в регионах сеть салонов красоты «Дикая орхидея»);

– услуги в сфере спорта и здоровья (лаборатории «Инвитро», фитнес-клубы «Адреналин»);

– детские развлекательные цен­тры, среди которых наблюдается низкий уровень конкуренции, особенно в региональных городах, а франчайзинговые предложения позволяют гибко менять условия под любые помещения и суммы инвестиций (клубы «Базиллион»).

Такие франшизы, помимо более высокой суммы инвестиций, характеризуются и более долгими сроками окупаемости. Поэтому для их приобретения желательно наличие опыта в бизнесе. В случае же его отсутствия мы бы рекомендовали обратить внимание на белорусские франшизы, т.к. они, в отличие от зарубежных проектов, действуют в соответствии с национальным законодательством и смогут обеспечить максимальный уровень поддержки.

Сумма инвестиций 50–100 тыс. USD и выше

Здесь максимально представлен общепит – как фастфуд, так и рестораны различных направлений. Для открытия подобных точек необходим предпринимательский опыт в данной сфере, зачастую это даже является обязательным требованием к покупателю пакета. Обы­чно такие франшизы приобретаются крупными компаниями.

Впрочем, бывают исключения – франчайзи белорусской сети Pizza Smile открыл заведение по франшизе, не имея опыта в общепите. Тем не менее за полгода смог вывести свой ресторан на лидирующие позиции в сети и продолжает их удерживать.

Среди примеров на нашем рын­ке – Burger King, KFC, IL Патио, «Шикари», «Хинкальня», Pizza Smile, Kill Fish.

Значительных инвестиций требует и развитие розничных магазинов известных брендов. Кроме суммы вложений владельцы франшиз предъявляют высокие требования к помещениям для магазинов.

Еще одно значимое направление с большой суммой инвестиций – приобретение мастер-франшиз, т.е. эксклюзивные права на развитие международного бренда в своей стране.

Так, в Беларуси планирует развиваться сеть по продаже открыток и подарков Card Group (представлена в 45 странах); сеть химчисток Pressto (более 450 точек в 25 странах).

Такие проекты имеют более длительные сроки окупаемости (как правило, от 2 лет), но имеют привлекательные показатели рентабельности и высокий уровень поддерж- ки от франчайзера.

И все же при выборе франшизы не стоит ориентироваться исключительно на ее стоимость: необходимо оценить свои воз­можности, а также понять, под­ходит ли вам выбранная сфера деятельности.


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы