Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
18.03.2011 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Среди мероприятий по реализации положений Директивы № 4, утвержденных правительством и Нацбанком, значится введение в Республике Беларусь регулирования предпринимательской деятельности через создание и деятельность саморегулируемых организаций. Предусматривается разработка в III квартале 2011 г. проекта концепции и проект соответствующего закона.

Среди мероприятий по реализации положений Директивы № 4, утвержденных правительством и Нацбанком, значится введение в Республике Беларусь регулирования предпринимательской деятельности через создание и деятельность саморегулируемых организаций. Предусматривается разработка в III квартале 2011 г. проекта концепции и проект соответствующего закона.

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь, советник Международной финансовой корпорации

Исполнителями этой задачи определены Минюст и Минэкономики. Данное мероприятие направлено на реализацию норм п. 3 Директивы, предусматривающих ликвидацию излишних административных барьеров при взаимодействии между госорганами, юридическими лицами и гражданами. Таким образом, правительство «увязало» деятельность саморегулируемых организаций с ликвидацией излишних административных барьеров. И это правильно. Однако вряд ли только этой задачей исчерпывается существование и деятельность таких организаций. В зарубежной практике, в т.ч. российской, их роль и значение гораздо шире.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением. Такое саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).

Последними признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законом № 315-ФЗ и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Вряд ли под понятие саморегулируемых организаций подпадают некоторые бизнес-союзы, объединяющие субъектов различных отраслей и сфер деятельности. «Классическими» СРО могут быть признаны, например, союзы (ассоциации) нефтепереработчиков, машиностроителей, производителей продукции животноводства, строителей и т.д. или по профессиональному признаку — объединения адвокатов, оценщиков, аудиторов и др.

Пункт 2 ст. 3 закона № 315-ФЗ допускает, что в ряде случаев объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами. Например, согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов обязательно для получения статуса аудиторской организации, а Градостроительный кодекс наделяет СРО правом регулировать допуск субъектов хозяйствования к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства.

Закон № 315-ФЗ закрепляет правовые основы деятельности специального института профессионального общественного регулирования, объединяющего субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности: СРО, основная функция которых — защита интересов предпринимателей перед государством. Кроме того, п. 3 ст. 3 закона № 315-ФЗ в качестве одного из признаков этих организаций называет, в частности, наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Именно это важнейший элемент саморегулирования, который означает передачу функций регулирования отдельных отношений от государства общественности. Здесь прослеживается усиление партнерства бизнеса и государства, что, по моему мнению, соответствует понятию государственно-частного или частно-государственного партнерства. Правда, некоторые специалисты полагают, что такое партнерство должно подразумевать только чисто экономическое сотрудничество (в основном концессии).

На самом деле СРО, самостоятельно устанавливая стандарты профессиональной (предпринимательской) деятельности и контролируя их исполнение, заменяют госрегулирование. Соблюдение этих стандартов становится «делом чести» участников. Так, согласно п. 4 ст. 3 закона № 315-ФЗ в ряде случаев СРО должны создавать специализированные органы для контроля за соблюдением своими членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрения дел о применении в отношении нарушителей дисциплинарных мер, предусмотренных внутренними документами такой организации. Как показала практика, такой самоконтроль зачастую гораздо эффективнее государственного, а участники более ответственно относятся к соблюдению стандартов, которые сами же утвердили.

Одно из требований закона — обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами. При этом применяются такие способы, как системы личного и (или) коллективного страхования, компенсационные фонды. Это еще более усиливает ответственность за соблюдение стандартов.

Контроль за осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности проводится в СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок. Это снимает нагрузку с государства и экономит госбюджет.

Российское законодательство предоставляет СРО довольно широкие права в отношениях с госорганами. Они вправе от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов госвласти РФ, органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения. Кроме того, СРО вправе участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, госпрограмм по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в федеральные и региональные органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов НПА. Эти организации также могут вносить на рассмотрение органов власти разного уровня предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования, запрашивать и получать в органах власти РФ информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее законодательством функций.

К сожалению, в проекте отечественного закона «О некоммерческих организациях», который обсуждался на круглом столе в Минюсте еще в конце декабря 2010 г., нет даже упоминания о саморегулируемых организациях. Однако после принятия Директивы № 4 и утверждения мероприятий по ее реализации есть надежда, что необходимый закон в Беларуси будет принят. Конечно, этого недостаточно. Нужно укрепление доверия между государством и гражданским обществом, и самое главное — государство должно отказаться от тотального регулирования и контроля. В противном случае мы можем получить профанацию бурной общественной деятельности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений