Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
04.01.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САМОЕ ДОРОГОЕ ©

В конце декабря Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с главным акционером ОАО «Уралкалий» Сулейманом Керимовым. В официальном заявлении говорится лишь о том, что обсуждались вопросы развития Белорусской калийной компании и в целом ситуация на мировом калийном рынке. Однако дежурные заверения в дружбе, продолжении сотрудничества и следовании прежним курсом заставляют задуматься о перспективах калийного бизнеса наших стран. Ведь ситуация на этом рынке сложилась весьма напряженная.

В конце декабря Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с главным акционером ОАО «Уралкалий» Сулейманом Керимовым. В официальном заявлении говорится лишь о том, что обсуждались вопросы развития Белорусской калийной компании и в целом ситуация на мировом калийном рынке. Однако дежурные заверения в дружбе, продолжении сотрудничества и следовании прежним курсом заставляют задуматься о перспективах калийного бизнеса наших стран. Ведь ситуация на этом рынке сложилась весьма напряженная.

Усилившийся спрос на продукты питания в быстро развивающихся странах, таких как Китай и Индия, подстегнул в последние годы цены на калийные удобрения и способствовал увеличению прибылей в этом секторе. Но ценовая динамика ухудшалась еще в 2011 г. На то было немало причин. В 2010 г. сложились неблагоприятные погодные условия во многих регионах мира. Как следствие, возросли цены на продовольствие, увеличился спрос на минеральные удобрения. В 2011 г. спрос был не таким ажиотажным, а потому прирост производства минеральных удобрений составил 5,1% против 22,6% в 2010 г. (когда он был обусловлен фактором низкой базы предыдущего 2009 г.). Отрицательную динамику эксперты прогнозировали и в 2012 г.

Такой негатив основывался на двух векторах. С одной стороны, из-за снижения государственных субсидий на калийные и фосфатные удобрения в Индии на сезон 2012–2013 гг. ожидается снижение годового объема индийского рынка калия с почти 6 млн. т в 2008–2010 гг. до 4 млн. т в 2012-м. Правда, низкий уровень внесения калия и высокие цены на сельхозпродукцию позволяли надеяться на восстановление потребления в Индии и Китае. Однако оказалось, что там имеются значительные запасы удобрений, что весьма затрудняет подписание контрактов. Так, по данным Indian Potash Corp Индия обладает запасами в 650–700 тыс. т хлоркалия, которых хватит до марта 2013 г. Чтобы обеспечить собственные потребности на 2014 г., Индии необходимо закупить от 3 до 3,5 млн. т.

По оценкам аналитиков Bloomberg, Dahlman Rose&Co, Goldman Sachs Group и Credit Agricole Securities Китай и Индия рассчитывают добиться максимального за последние 3 года снижения цен на хлористый калий, причем именно цены для крупнейших потребителей из азиатского региона, традиционно является для мирового рынка бенчмарком. Во II-м квартале 2012 г. Китай закупал хлористый калий по 470 USD/т, а с 30 июня новых контрактов не заключал в связи с накоплением достаточно больших складских запасов калийных удобрений. С августа 2011 г. до конца марта текущего года Индия покупала KCl по 490 USD/т. Сложно складывается ситуация и на спотовых рынках Бразилии и Юго-Восточной Азии.

С другой стороны, производители хлоркалия ответили на снижение спроса сокращением производства. Так, российский «Уралкалий» объявил о том, что с декабря 2012 г. до апреля 2013 г. будет работать только с 50% загрузкой мощностей. Potash Corp (Канада) в октябре–ноябре 2012 г. останавливала 4 шахты, а на 2013 г. прогнозирует мировые поставки хлоркалия в диапазоне 56,5–58 млн. т, что ниже прежних ожиданий.

На фоне сжатия мирового рынка белорусский экспорт калийных удобрений сократился за 10 месяцев 2012 г. на 460 USD млн. По данным Белстата, за январь–октябрь 2012 г. физические объемы поставок на внешние рынки упали на 19,2% — до 3 234 тыс. т, а в стоимостном выражении — на 16,3% до 2,37 млрд. USD. Для страны такой спад был весьма болезненным — калийные удобрения составляют около 6% экспорта, а отчисления из прибыли «Беларуськалия» — важный источник пополнения бюджета. Неудивительно, что планы наращивания производства и экспорта отменять не собираются. Таким путем идут и некоторые зарубежные компании — например, BHP Billiton и K+S AG. Однако они, в отличие от нас, не связаны обязательствами по согласованной экспортной политике.

Еще 4 месяца назад белорусское правительство по итогам переговоров с С.Керимовым согласовало объемы продаж калийных удобрений «Беларуськалия» и «Уралкалия» через Белорусскую калийную компанию (БКК) и цены на 2013–2015 годы. При этом в 2013 г. доля поставок «Беларуськалия» составит 48,3%, «Уралкалия» — 51,7%, в 2014-м — 49% на 51%, в 2015 — по 50%.

На этом фоне возникла новая интрига: Указом от 22.12.2012 № 566 была изменена схема экспорта калийных удобрений. Если ранее им были вправе заниматься только сам “Беларуськалий” и БКК, то теперь такое право могут получить и другие компании, определенные Президентом — «с учетом экономических интересов Республики Беларусь». В концерне «Белнефтехим» объяснили появление Указа № 566 «определенными сложностями» с экспортом хлористого калия в конце 2012 г., а также тем, что при наличии дополнительных каналов сбыта, «Беларуськалий», чьи мощности сейчас не загружены полностью, получит резерв для увеличения объемов производства. Однако эксперты усматривают здесь попытку обойти договоренности с Россией о совместном экспорте калийных удобрений через единого эксклюзивного поставщика — «БКК». Эта версия кажется правдоподобной и потому, что идея создания еще одного трейдера — «Союзкалий» для торговли на мировых рынках калийными удобрениями, произведенными в РФ и РБ, явно угасла.

МЕЖДУ ТЕМ, что в наших странах действуют принципиально разные подходы на внутреннем рынке. В России в новом году начинают действовать рыночные принципы ценообразования на удобрения, как требуют правила ВТО. В октябре 2012 г. Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и Росагропромсоюз заключили на 3 года соглашение о взаимодействии с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей РФ в минеральных удобрениях. По этому соглашению Росагропромсоюз будет собирать от фермеров заявки на нужные объемы и не позднее 15 ноября формировать предложения по поставкам на следующий год. Максимальный уровень цен поставки на внутренний рынок РФ местные производители должны декларировать ежемесячно не позднее 20-го числа (в декабре 2012 г. объявлены цены на январь т.г.), исходя из спроса и предложения с учетом мировой конъюнктуры цен на зерно, газ, электроэнергию и т.д. При этом производителям минудобрений рекомендовано до конца 2012 г. публично представить свою маркетинговую политику (на сайте «Уралкалия» она уже раскрыта).

В Беларуси до конца I полугодия 2013 г. внутренние цены на калийные удобрения тоже должны быть доведены до мирового уровня. При этом власти намерены компенсировать потери АПК, что потребует 600--650 млн. USD — ведь внутренние цены в 30 раз ниже мировых, а объем потребления — почти 1,5 млн. т.

Можно предположить, что целью визита С.Керимова в Минск было получение подтверждения прежних договоренностей. Вряд ли россиян, встревоженных Указом № 566, устроит очередной химический гамбит от своих союзников. Сохраняется и версия о возобновлении переговоров по покупке акций «Беларуськалия». Но верится в нее с трудом. Напомним, что не так давно генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер заявлял, что его компания заинтересована в приобретении белорусского промышленного гиганта, однако не видит возможности для совершения сделки. Он отметил такие минусы, как отсутствие прозрачности белорусской компании, возможность изменения в любой момент налогового режима, из-за чего невозможно точно оценить реальную стоимость «Беларуськалия». Названная Президентом Беларуси сумма в 36 млрд. USD может рассматриваться только как база для дальнейшей оценки и торга. Ведь если речь идет о продаже миноритарного пакета компании, чьи акции не обращаются на открытом рынке, инвестор вправе претендовать на скидки за неликвидность и отсутствие контроля, которые в мировой практике достигают 20–50% первоначальной оценки. Должны быть учтены и такие обстоятельства как качество корпоративного управления, транспарентность, государственная политика, включая изъятие прибыли и кредиты, которые брались для пополнения золотовалютных резервов страны. Впрочем, это пока только теория: все разговоры о возможности продать 10–15% акций калийного комбината и жаждущих их приобрести инвесторах до сих пор не имели практического подтверждения.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by