Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
18.01.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С АУТСОРСИНГОМ И КОНТРОЛЕМ©

Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, ведение их государственного реестра, а также переподчинение службы охраны труда руководителю предприятия предусмотрены в законопроекте «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда», поступившем в Палату представителей.

Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, ведение их государственного реестра, а также переподчинение службы охраны труда руководителю предприятия предусмотрены в законопроекте «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда», поступившем в Палату представителей.

Возможно, в Беларуси найдутся частники, которые пожелают специализироваться в данной сфере — благо, нормативная база для этого появится. Согласно предлагаемым поправкам в действующий Закон от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон № 356-З) к услугам в области охраны труда отнесены осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда в микроорганизациях и малых организациях, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Такую работу смогут выполнять аккредитованные юрлица и ИП в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг, заключенным с работодателем.

Напомним, что микроорганизациями считаются компании со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, малыми — от 16 до 100 человек включительно. Если такие фирмы не имеют возможности либо сочтут экономически нецелесообразным содержать в штате инспектора по охране труда, они смогут воспользоваться на договорной основе услугами квалифицированных специалистов. Те, в свою очередь, могут обслуживать сразу несколько небольших организаций.

ПО МНЕНИЮ авторов законопроекта, обязательная аккредитация в Минтруда и соцзащиты позволит проверить компетентность сотрудников фирм, оказывающих услуги в области охраны труда, контролировать качество их работы, и в целом упорядочить деятельность в этой сфере.

Аккредитация предполагает внесение сведений о таких организациях и ИП в госреестр и размещение его на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. Взимание платы с заявителя за аккредитацию не предусмотрено. Юрлицо или ИП, намеревающиеся оказывать услуги в области охраны труда, должны будут представить в Минтруда и соцзащиты заявление с указанием сведений об организации, специалистах, имеющих высшее образование, подтвержденное документом гособразца, стаже их практической работы в области охраны труда и по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а также информацию об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы.

Одновременно вносятся изменения в ст. 227 Трудового кодекса (ТК), согласно которым должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности — свыше 200. Наниматель может вводить такую должность и при меньшей численности работников или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им лицо, имеющее необходимую подготовку. При этом службы охраны труда (специалисты по охране труда) переподчиняются непосредственно руководителю организации. Это должно поднять статус службы, усилит ответственность руководителя в области охраны труда, заставит его быть более принципиальным при принятии решений.

Специалисты по охране труда, кроме выполнения своих основных функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ закреплена система государственного управления охраной труда, определены полномочия госорганов по этим вопросам. При этом государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных организациях заменяется ведомственным. Расширяются полномочия Минтруда и соцзащиты, которое должно взаимодействовать в вопросах охраны труда с республиканскими органами госуправления, иными госорганизациями, подчиненными правительству, местными исполнительными и распорядительными органами.

В законопроекте дан ряд определений, в т.ч. работодателей и работающих. В ст. 13 проекта уточняются категории работников, которым в соответствии с законодательством положены компенсации по условиям труда. Отметим, что занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются дополнительные отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат. Все указанные виды компенсаций являются категориями, присущими исключительно трудовым правоотношениям, и не могут предоставляться в рамках гражданско-правового договора — в отличие от Закона № 356-З, где такие компенсации могут прописываться в самих договорах.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ предоставить работодателю право организовать проведение освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах, забранных у работающего, в соответствии с законодательством.

Законопроект дает право работодателю обращаться в случаях, предусмотренных законодательством, в организации здравоохранения за сведениями о тяжести полученных работающим производственных травм, наличии у него заболевания, которое могло привести к их получению, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Наниматель сможет также вносить предложения в республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы о разработке или изменении нормативных правовых актов, в т.ч. технических, по охране труда.

В соответствии с проектом не допускается включение в инструкцию по охране труда отсылочных норм на другие НПА, в т.ч. технические, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации.

Предлагается ввести прохождение обязательных предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень таких работ (профессий) поручается сформировать Минтруда и соцзащиты.

Планируется также включить в Закон № 356-З статью, расширяющую норму ст. 135 ТК в части определения дополнительных специальных перерывов в коллективном договоре и установления нанимателем режима работы, исключающего причинение вреда жизни и здоровью при сильной жаре (максимальной температуре воздуха от +30 до +340С) и сильном морозе (от -25 до -340С).

Сделана попытка урегулировать процедуру отказа работником выполнить порученную работу в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему соответствующих средств индивидуальной защиты. В такой ситуации надо будет незамедлительно письменно сообщить нанимателю о мотивах отказа и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Работающий по гражданско-правовому договору вправе отказаться от выполнения работы, если работодателем не созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), зафиксированные в договоре.

Поскольку в соответствии с Указом Президента от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» холдинги не являются юрлицами, то полномочия их служб охраны труда будут определяться уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

ЧАСТЬ ПОПРАВОК связана с приведением Закона № 356-З в соответствие с указами Президента от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», от 23.10.2009 № 519 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования», от 16.04.2012 № 177 «О некоторых вопросах профессиональной подготовки врачей-специалистов в клинической ординатуре», от 6.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и некоторыми другими НПА.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by