$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Рынок детского питания: свое вкуснее и полезнее

06.07.2018

Рынок детского питания Беларуси обеспечивается на 70% своими производителями, необходимости в импортном замещении нет. Для всех возрастных групп детей оно остается натуральным и качественным. Особых новинок пока не ожидается, но мясные продукты с пониженным содержанием соли и детскую воду начнут выпускать в Беларуси со следующего года. Пока же расширяется линейка экспорта и готовятся пробные поставки в Китай.

Об этом сообщили в ходе пресс-конференции представители Белгоспищепрома, Минсельхоза, МАРТ и Института мясо-молочной промышленности НАН. Эксперты также ответили на вопрос корреспондента «Экономической газеты» о том, насколько безопасен состав продукции питания для детей от 3 лет.

Наши производители удовлетворяют более 70% потребности внутреннего рынка в детском питании, сказала заместитель начальника управления мясной и молочной промышленности главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Елена Мацко. По ее словам, детскому питанию уделяется большое внимание на госуровне – с 2006 по 2015 годы в стране реализовывалась в рамках различных программ подпрограмма по детскому питанию. В результате была проведена модернизация на производствах детского питания для детей раннего возраста.

Сейчас мощности предприятий по производству жидких молочных продуктов составляют около 20 млн. т в год, производству пастообразных продуктов – около 6 млн. т в год, производству мясных консервов – 10 млн. условных банок в год, плодоовощных – более 40 млн. условных банок в год. Для производства детского питания за предприятиями закреплены специализированные сырьевые зоны. Оценку и аттестацию этих зон проводят межведомственные комиссии, которые созданы при комитетах по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов, санитарных, ветеринарных и других служб. Для производства детского питания в стране разработаны и действуют стандарты на основные виды продуктов: на молоко детское, кефир, мясные продукты, соковую продукцию.

Е. Мацко рассказала об основных производителях жидких и пастообразных молочных продуктов для детского питания. Ими являются ОАО «Минский молочный завод № 1», ОАО «Беллакт» (Волковыск), «Бабушкина крынка» (Могилев), ОАО «Рогачевский МКК», «Мозырские молочные продукты», РУП «Институт мясо-молочной промышленности», ООО «Биомолпром». Что касается продукции для дошкольного и школьного возраста, ее могут производить все предприятия, производящие молочную продукцию, уточнила Е. Мацко.

Единственный производитель сухого детского питания в Беларуси — ОАО «Беллакт», имеющий в своем ассортименте полную линейку для питания детей с рождения и старше, и производящий продукты лечебного и профилактического назначения, всего – более 65 наименований. По оценке эксперта, доля рынка «Беллакта» в натуральном выражении в сегменте заменителей грудного молока и быстрорастворимых каш за 2017 год составила порядка 80%.

Мясные консервы производит ПУП «Оршанский мясо-консервный комбинат», мощности которого позволяют не только удовлетворить потребности рынка, но и поставлять на экспорт. Ассортимент насчитывает более 35 наименований. Кроме прочего, предприятие выпускает продукцию с пониженным содержанием фениланила для больных фенилкетонурией детей.

«Ситуация с обеспечением продукцией детского питания достаточно стабильная. У нашего покупателя всегда есть выбор», – подвела итоги Е. Мацко.

Что касается плодоовощного детского питания, здесь тоже нет особых проблем — в год выпускается 35,7 млн. условных банок продукции. Динамику потребления определяет повышение рождаемости, ориентация населения на здоровое питание, вкусовые предпочтения. Еще одна характерная черта этого рынка – неустойчивость целевой аудитории. Ребенок вырастает, и у него меняются вкусовые предпочтения, лояльность такой аудитории надо зарабатывать с ноля, рассказала начальник сектора консервной отрасли управления координации и развития сахарной и консервной отраслей «Белгоспищепрома» Елена Андреева.

Потребность внутреннего рынка плодоовощного детского питания – около 27 млн. т, и закрывается своими производителями больше чем на 80%. Производство налажено на 4 предприятиях республики, из которых два входят в состав концерна «Белгоспищепром» (ОАО «Гамма вкуса» и ОАО «Малоритский КОСК» – торговые марки «Непоседа» и «Топтышка»). Кроме того, производством занимаются и две частные компании – ООО «Белфуд Продакшн» и СООО «Оазис групп».

Кроме отечественных, на внутреннем рынке присутствует российские, польские и другие производители, но все плодоовощное детское питание является импортозамещающим. «Продовольственная безопасность обеспечивается в полном объеме», – подчеркнула Е. Андреева.

Экспорт поставок растет, продукция плодоовощного детского питания поставляется в Россию, Казахстан, Эстонию, Армению. В 2017 году по сравнению с 2016-м поставки за рубеж возросли в 1,9 раза – с 3,8 млн. до 7,3 млн. условных банок. «Это 20% от общего объема производства. Планируем и дальше увеличивать поставки на экспорт», – отметила Е. Андреева. «Сейчас отгружается первая партия Малоритского консервно-овощесушильного комбината в Китай. Получится или нет – будем видеть, но в прошлом году представители Китая были на наших заводах детского питания, провели там дегустацию и сказали – счастливые ваши дети, что кушают такие продукты. Рынок Китая немного другой и пойдет ли там наше детское питание – вопрос, там нужна агрессивная реклама, да и вкусовые предпочтения другие. Но будем пробовать», поделилась эксперт.

В Беларуси детское питание производится не только по стандартной рецептуре. Например, Институтом мясо-молочной промышленности разрабатываются гипоаллергенные смеси, которые предназначены для детей с непереносимостью белков молока; мясные продукты, сбалансированные по кальцию и фосфору, обогащенные витаминами и минералами.

Заместитель директора по научной работе Института мясо-молочной промышленности Наталья Фурик рассказала, что в следующем году в продажу поступят вареные колбасы и сосиски с меньшим количеством соли. «Рецептуры ученые должны разработать до конца текущего года. Затем они будут внедрены на белорусских предприятиях – Оршанском и Минском мясокомбинатах, СЗАО «Агрокомбинат «Колос». Со следующего года начнется постановка продукции на производство и ее освоение», – сказала Н. Фурик. Решения по выпуску молочных продуктов для детей с невысоким содержанием сахара производителям уже предложены.

Отвечая на вопрос корреспондента «Экономической газеты» о безопасности состава продукции для детей от 3 лет, эксперты отметили, что есть перечень добавок, разрешенный для применения Минздравом, и предприятия не имеют права использовать что-либо другое. Все добавки – это продукты натурального происхождения. «Есть ряд добавок технологического назначения, без которых невозможно провести процесс производства – какие-то нужны для консистенции, какие-то – для внешнего вида, цвета, запаха, вкуса. Но все эти добавки, которые используются в детском питании, проходят строгий контроль, все строго регламентированы», –сказала Е. Андреева.

Перечень допустимых добавок для детского питания намного сужен и совсем не такой, как для взрослого. «Производители и мы, как разработчики продуктов, когда идет разработка рецептуры, стараемся минимизировать отдельные компоненты либо вообще их не использовать. Например, в своих ферментированных молочных продуктах мы не используем искусственные наполнители и ароматизаторы, это полностью натуральный продукт», – добавила Н. Фурик.

К концу 2019 года Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию планирует выпустить питьевую воду для детей. Заместитель генерального директора по стандартизации и качеству продуктов питания центра Елена Моргунова рассказала, что центр, имея технологический участок в Марьиной Горке, уже закупил необходимое оборудование. Питьевая вода общего назначения уже разливается. «Что касается воды для детей, то здесь предъявляются жесткие требования к технологии производства и качественному составу воды, к упаковке, маркировке, помещению. Работа ведется в рамках отраслевой программы «Детское питание. Качество и безопасность», завершится ориентировочно к концу 2019 года», – сказала Е. Моргунова.

Также она рассказала о других направлениях деятельности НПЦ. Ученые разрабатывают новые виды детского питания, госстандарты, которые регламентируют качество и безопасность продукции и сырья.

«Сегодня разработано и внедрено более 350 наименований продукции детского питания. Это позволило увеличить производительность вышеназванных предприятий по сравнению с 2010 годом в 1,7 раза. Общий объем выпуска продукции детского питания за 2017 год по разработкам центра составил свыше 70 млн. USD», – отметила Е. Моргунова.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ