Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
26.08.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РОЖДЕННЫЕ КАПИТАЛОМ©

Государство намерено принять меры по улучшению демографической ситуации в стране. Для этого предлагается отказаться от «необоснованных льгот», заменив их целенаправленной политикой по созданию благоприятных условий для воспитания нескольких детей в семье. В основе этой политики лежит излюбленная арифметика белорусских чиновников — отнимать и делить.

и налоговое зачатие

Государство намерено принять меры по улучшению демографической ситуации в стране. Для этого предлагается отказаться от «необоснованных льгот», заменив их целенаправленной политикой по созданию благоприятных условий для воспитания нескольких детей в семье. В основе этой политики лежит излюбленная арифметика белорусских чиновников — отнимать и делить.

На совещании по формированию нового механизма государственной поддержки семей, воспитывающих детей, 21 августа Президент Беларуси Александр Лукашенко объявил демографию вопросом «национальной безопасности — если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего будет потом рассуждать о независимости».

Основания для тревоги очевидны: за 20 лет численность населения в республике сократилась на 7,6%, или на 775,3 тыс. человек. Правда, в последние годы есть позитивная динамика: численность родившихся в 2005–2013 гг. выросла с 9,4 на 1 тыс. населения до 12,5, а умерших — сократилась с 14,7 до 13,2. Естественная убыль населения снизилась с 5,3 до 0,7, а миграционный прирост увеличился в 6 раз — с 0,9 до 11,2 тыс. человек. Например, если в 1995 г. в республике родилось около 101,1 тыс. детей, то 2013-м — почти 118 тыс., а умерло — 133,8 тыс. и 125,3 тыс. человек соответственно. Причина кроется не столько в успехах государственной демографической политики, сколько в цикличности. Сейчас вступило в детородный возраст поколение «бэби-бума» конца 80-х, а когда ему на смену придет более малочисленное следующее поколение 90-х, рождаемость вновь упадет.

ИЗМЕНИТЬ половозрастную структуру населения и численность женщин репродуктивного возраста государство не в силах. Но можно попытаться увеличить темп рождаемости. Сегодня в стране около 70% семей, воспитывающих детей, имеют только одного ребенка. Для стимулирования многодетности в рамках проекта «Большая семья» предлагается с 2015 г. снизить процентные ставки по кредитам при строительстве жилья для молодых семей, изменить практику выплаты пособий семьям, воспитывающим детей. Главной же мерой стимулирования будет открытие семье при рождении третьего и последующих детей депозита в 10 тыс. USD. Эта сумма будет учитываться в валюте и ежегодно индексироваться на уровень инфляции доллара. Срок действия проекта составит 5 лет. Использование этих средств будет возможным по достижении ребенком 18 лет, когда семья сможет получить около 14 тыс. USD. Эти деньги можно будет направить на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, услуг здравоохранения и формирование дополнительной пенсии матери. До установленного срока средства могут быть использованы только в чрезвычайном случае — для оказания сложной медицинской помощи любому члену семьи.

Расходы на эти цели составят ориентировочно 700–800 млн. USD, а источником должны стать средства фонда национального развития, которые оцениваются в 1,8 трлн. Br ежегодно. Власти надеются, что проект окупится, поскольку средства, зачисленные на депозитные материнские счета в ОАО «АСБ Беларусбанк», будут переданы в управление Банку развития, который вкладывает их в экономику. Правительство предлагает начать проект с 1 января 2015 г. Кроме того, граждане при рождении 4-го ребенка смогут самостоятельно сформировать депозитный счет и положить на него до 5 тыс. USD. Одновременно такую же сумму внесет семье государство.

ПРЕДЛОЖЕННЫЙ механизм весьма напоминает действующую в России с 2007 г. программу «материнского капитала». Похожа даже сумма, составляющая там сегодня около 429,4 тыс. RUB. Правда, у наших соседей он начисляется семьям, в которых появился второй и последующие дети. Но если в РФ для этого использовалась сырьевая рента, то в Беларуси надо искать другие источники. Новое урезание госпрограмм много не даст — лишних денег в бюджете нет. Но есть ресурс получше. Президент предложил поднять ставку подоходного налога до 13%, направив образовавшиеся дополнительные средства на поддержку семей с детьми. «Не понимаю, кто здесь может возмущаться: это же для твоего ребенка! Но если у тебя один — извини, — заявил глава государства. — Кто хочет что-то от этого процента получить, пусть троих рожает».

Проект соответствующего нормативного акта Президент предложил вынести на общественное обсуждение. Впрочем, поскольку наши люди никогда и ничем не возмущаются, перед всенародным одобрением можно лишь успеть кое-что посчитать. Нетрудно и привычно отнять лишний процент зарплаты у всех и поделить его между некоторыми. Но в арифметике (не говоря уже об алгебре) есть и другие действия. Например, умножение: если в республике по прогнозу на текущий год номинальная начисленная среднемесячная зарплата составит 6101 тыс. Br, а численность занятых в экономике — 4362 тыс. человек, то сумма, собранная путем повышения подоходного налога на 1 п.п., составит в год примерно 3193,5 млрд. Br, что сегодня эквивалентно примерно 282,1 млн. USD (если не учитывать льготы по налогу и иные факторы). Таким образом, можно обеспечить вклады на 28,2 тыс. материнских счетов (для сравнения: в РФ материнский капитал за 6,5 лет получили около 5 млн. семей). Но нет никаких гарантий, что именно плата за рождение ребенка меняет демографическую ситуацию. Европейский опыт показывает, что рождаемость далеко не всегда удается стимулировать с помощью единовременных грантов, ежемесячных пособий и жилищных льгот многодетным семьям. Если бы решение демографической проблемы зависело лишь от денег, то страны ЕС давно бы «купили» рост рождаемости, поскольку ресурсов у них значительно больше, чем мы могли бы себе позволить, даже если удвоить все налоги. Не слишком помог в СССР и «налог на холостяков», на который, кстати, предлагаемое повышение подоходного налога очень похоже. Зато несомненно, что государство, увеличив под популистским предлогом налоговую нагрузку на граждан, соберет бесплатные дополнительные ресурсы, которые поддержат госбанки, назначенные оператором и распорядителем средств. На протяжении 18 лет эти средства будут использоваться для финансирования дальнейших социальных и экономических экспериментов.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ стимулы способны лишь смягчить последствия демографического спада, но не решают проблему в целом. Слишком маленькое поколение, рожденное в 90-е годы, вступает сейчас в детородный возраст, а смертность будет расти, поскольку уходит очень большое послевоенное поколение. С другой стороны, в республике доля городского населения выросла за 20 лет с 67,6% до 76,8%. Нереально остановить тенденцию урбанизации. Меры социальной поддержки могут помочь прежде всего жителям села и небольших городов, но вряд ли станут стимулом в Минске и областных центрах, где рождаемость заведомо ниже, а содержание детей — значительно дороже. Надо отметить, что в республике по итогам I квартала текущего года у 73,8% домохозяйств, имеющих 2 и более детей, уровень среднедушевых располагаемых ресурсов не превышал 2,5 млн. Br. На конец 2012 г. в республике в очереди на улучшение жилищных условий стояло 22,3 тыс. многодетных и 368,3 тыс. молодых семей. Заметим, что в нашей стране средний возраст вступления в первый брак, по данным статистики, для мужчин составляет 27,1 года, а для женщин — 25 лет, а в повторный брак — 40,3 и 37,5 года соответственно.

В свою очередь, средний возраст матери при рождении ребенка составляет 28 лет (в т.ч. при рождении первого ребенка — 25,4 года, а последующих — 30,2 года). Трансформация возрастной модели, с одной стороны, негативно влияет на уровень рождаемости в связи с сокращением периода активного деторождения, но с другой — полностью соответствует общеевропейским тенденциям и содействует более осознанному и ответственному материнству и отцовству. Значительная часть семей планирует сначала укрепить свое благосостояние и материальную независимость, сделать карьеру. 10–14 тыс. USD эти задачи не решают. Поэтому высока вероятность того, что обещаемые властями выплаты будут стимулировать к рождению третьего ребенка в первую очередь социально неблагополучные семьи, которые попросту захотят заработать на детях. В результате возникнет очередной виток люмпенизации населения.

Более эффективным стимулом для демографии была бы разветвленная система охраны здоровья матери и ребенка, повышение качества и доступности ее услуг, улучшение репродуктивного здоровья на основе профилактики, медико-генетической, акушерской помощи, содействие распространение современной контрацепции вместо абортов, внедрение новых технологий лечения бесплодия, а также формирование привлекательного родительского имиджа и семейных ценностей, улучшение качества и доступности детских дошкольных учреждений. Между тем у нас обеспеченность детей местами в этих учреждениях сократилась с 835 на 1 тыс. человек населения в возрасте 1–5 лет в 2005 г. до 703 в 2012-м, а охват детей в возрасте 1–5 лет упал с 82,5% до 74,4%. Зато стоимость услуг ДДУ выросла в 2013 г. по сравнению с 2012-м в 1,7 раза, а за 6 месяцев текущего года — в 1,9 раза, тогда как алкоголь подорожал всего на 15,4%. Что стимулирует такая динамика цен?

БЫТЬ МОЖЕТ, деньги лучше направлять не столько на поддержку рождаемости, сколько на улучшение качества здравоохранения и образования в целом? Ведь обещанные 10–14 тыс. USD отнюдь не покроют расходы на воспитание ребенка в течение 18 лет. Можно ли быть уверенными, что Банку реконструкции и развития удастся сохранить и в требуемом размере приумножить собранные средства? Ведь он вкладывает деньги в проекты госпрограмм, далеко не все из которых могут похвастаться окупаемостью, а значительная часть процентов компенсируется из бюджета. В придачу, чтобы сохранить всем работникам прежний уровень зарплаты «чистыми», нанимателям придется искать пути повышения заработков, что повлечет рост затрат, а следовательно, цен и инфляции. И наконец, если не удается обеспечить удовлетворительное качество жизни нынешнему поколению, что дадут меры по повышению рождаемости? Мы не можем и дальше позволить себе оставаться страной — донором трудовых ресурсов для соседних стран. Есть ли у авторов ожидаемого нормативного акта ответы на эти вопросы?

Получить как можно больше рабочих рук для сохранения белорусского этноса (а заодно — выполнения прогнозных показателей), конечно, важно. Но желательно, чтобы социальная политика содействовала становлению «демографического равновесия», при котором количественное уменьшение компенсировалось бы поступательным повышением качества населения, особенно — молодых поколений. Без этого «купить» демографический подъем, тем более за счет самого же населения, вряд ли реально...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений