Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.04.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РОСТ БЕЗ РАСТВОРИТЕЛЕЙ©

Представители Минэкономики неоднозначно комментируют прирост ВВП страны в I квартале 2013 г. на 3,5%. С одной стороны, он достигнут без вклада конъюнктурных товаров (так дипломатичным языком называют прошлогодние сомнительные схемы экспорта растворителей и биодизеля). С другой стороны, драйвером стали специфические факторы, обладающие временным воздействием. В их числе увеличение сбора налогов и возведение крупных энергетических объектов.

Представители Минэкономики неоднозначно комментируют прирост ВВП страны в I квартале 2013 г. на 3,5%. С одной стороны, он достигнут без вклада конъюнктурных товаров (так дипломатичным языком называют прошлогодние сомнительные схемы экспорта растворителей и биодизеля). С другой стороны, драйвером стали специфические факторы, обладающие временным воздействием. В их числе увеличение сбора налогов и возведение крупных энергетических объектов.

Пресс-конференцию по итогам социально-экономического развития республики в I квартале 2013 г. заместитель министра экономики Александр Ярошенко начал с позитива. В частности, отмечен опережающий темп производительности труда (105,3%) и рост экономики на фоне снижения численности занятых в ней. Наверное, избавление от избыточной рабочей силы на многих предприятиях действительно стоит рассматривать как шаг в правильном направлении. Уж больно многолетняя социально-кадровая политика отяготила себестоимость наших товаров и услуг. Однако высвободившиеся трудовые ресурсы сегодня оказались не задействованы, а если и нашли себе применение, то, скорее, за пределами республики. Как сделать так, чтобы они вновь заработали на пользу своей страны? Но представитель Минэкономики не стал углубляться в рассуждения на эту тему.

После того как во II полугодии 2012 г. обострилась системная проблема отрицательного сальдо внешней торговли, с начала этого года ситуацию удалось переломить и, как полагает А.Ярошенко, на долгосрочную перспективу. Если в январе–феврале т.г. положительное сальдо по товарам и услугам сложилось на уровне 191,5 млн. USD, то по итогам I квартала, по предварительным оценкам, оно составило уже 279,4 млн. USD. Даже за вычетом перечислений экспортных нефтяных пошлин в бюджет России валютные поступления позволили достичь в марте профицита счета текущих операций платежного баланса.

Правда, тревожит почти 20-процентное снижение экспорта, причем не только по конъюнктурным товарам, но и по таким значимым для нас позициям, как трактора, седельные тягачи и комбайны. И даже на треть увеличившиеся продажи калийных удобрений не смогли перекрыть потерь по другим направлениям. От достижений 2011–2012 гг., когда соотношение экспорта к объемам производства достигало 60% и более, не осталось и следа. Сейчас показатель опустился до 52,9%. Между тем, напомним, по ранее озвученным оценкам Минэкономики, для сбалансированности внешней торговли и стабилизации валютного рынка страна должна отгружать на экспорт не менее 65% произведенной продукции.

Провалы на внешних рынках не позволили промышленности внести должную лепту в экономический рост. Напротив, она стала единственным из основных видов экономической деятельности, оказавших давление на ВВП (-0,4%). Замминистра просит делать скидку на высокую базу предыдущего года, когда во всю шел растворительно-разбавительный бизнес, что искажает текущие статистические цифры. Сейчас тема растворителей окончательно закрыта, заверил А.Ярошенко.

Точками роста в этом году стали строительство, которое обеспечило 0,3 процентных пункта (п.п.) прироста ВВП в I кв., торговля (1,7 п.п.) и налоги (1,7 п.п.), что наряду с высокими темпами розничного товарооборота (119,1%) и инвестиций в основной капитал (112,5%) свидетельствует о возросшей роли внутреннего спроса. Правда, в Минэкономики признают, что такую структуру роста сложно назвать устойчивой. Увеличение сбора налогов преимущественно за счет отмены льгот по уплате НДС на услуги электросвязи для населения и увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты стоит рассматривать как временный фактор в стимулировании ВВП. Что касается еще одного драйвера — торговли — обратной стороной роста реальных располагаемых денежных доходов населения стала переориентация потребителя на более качественный импорт. Доля продаж отечественных товаров в розничном товарообороте по сравнению с I кв. 2012 г. уменьшилась на 3,8 п.п. и составила 70,9%, в т.ч. по продовольственным она снизилась с 83,7% до 82,2%, непродовольственным — с 61,5% до 55,2%. На таком фоне рост оборотов ритейла грозит подпортить наши успехи в части сальдо внешней торговли, а заодно ускорить работу на склад многих промышленных предприятий, теряющих долю на внутреннем рынке. И без того А.Ярошенко вынужден с тревогой констатировать увеличение складских запасов в промышленности с начала года на 10,1 трлн. Br, до 32, 3 трлн. Br по состоянию на 1.04.2013 г.

Проблемы со сбытом серьезно подрывают финансовые показатели субъектов хозяйствования. В январе–феврале т.г. снизилась прибыль, рентабельность и увеличилось число убыточных организаций. Нерентабельными являлись 16,9% организаций, низкорентабельными — 45,6%. Доля последних в промышленности составила 36,8%, на предприятиях транспорта и связи — 39,1%, в строительстве — 58,1%, торговле — 79,6%. Это противоречит планам правительства сместить акценты в поиске финансирования для модернизации реального сектора с дорогих заемных ресурсов на собственные средства предприятий. Впрочем, текущую ситуацию А.Ярошенко не склонен рассматривать как «инвестиционный голод» реального сектора, тем более что темп роста инвестиций в основной капитал в целом по экономике сложился на уровне 112,5%, а в машины и оборудование — и вовсе достиг 121,7%. Но красивая итоговая цифра получилась лишь благодаря крупным проектам в энергетической сфере, тогда как в обрабатывающей промышленности показатель сократился на 9% к уровню I квартала 2012 г. Иначе говоря, инвестиционная активность широкого круга промышленных предприятий продолжила снижаться.

В этом году поддерживать модернизацию планируют в т.ч. за счет госбюджета. И поскольку средства из этого источника также ограничены, Минэкономики сформировало пакет предложений по их рациональному распределению. Например, из инновационных и инвестиционных фондов рекомендуется финансировать только проекты с добавленной стоимостью на одного работника на среднеевропейском уровне и выше. Тем, кто обеспечит близкий к европейскому показатель, могут быть возмещены проценты по кредитам в размере ставки рефинансирования — по рублевым и полной ставки — по валютным кредитам. Если модернизация ставит целью достичь установленных показателей по выручке и добавленной стоимости — можно рассчитывать на возмещение 50% ставки рефинансирования и 50% ставки по кредиту соответственно. Правда, замминистра не смог прокомментировать эти намерения в деталях и лишь пообещал, что бюджетные деньги на этот раз направят туда, где они будут быстро окупаться и дадут максимальную отдачу.

Не склонен А.Ярошенко беспокоиться по поводу увеличения индекса потребительских цен (ИПЦ) на 5,4%. В I кв. более половины прироста вызвано упомянутыми выше налоговыми изменениями. По этой причине всплеск инфляции начала года пошел на спад (январь — 3%, февраль — 1,2%, март — 1,1%). Чиновник высказал убежденность, что по итогам апреля цены добавят не более 1%, а в дальнейшем их темп будет на минимальных значениях.

Заверить в стабилизации ситуации поспешил и первый заместитель министра финансов Владимир Амарин. За три месяца года бюджет исполнен с профицитом в размере 4,3 трлн. Br, или 3,5% к ВВП. Соблюдены все параметры безопасности в части внутреннего и внешнего долга. Так, общий госдолг составляет менее 24% от ВВП при предельном доведенном значении в 45%, внешний за I кв. увеличился незначительно, до 12,2 млрд. USD, или 18,8% к ВВП. Выполнены все обязательства по погашению внешнего долга: всего кредиторам вернули 330 млн. USD, в т.ч. 265 млн. USD — МВФ. Внутренний долг составил 26 трлн. Br, или менее 5% к ВВП при предельном значении 20%. Освоены новые инструменты привлечения средств, размещены 3 выпуска гособлигаций, номинированных в иностранной валюте, общим объемом 100 млн. USD (из них по состоянию на 25 апреля от населения привлечено 96 млн. USD).

В.Амарин выразил уверенность, что в ближайшие недели Минфин завершит размещение очередного третьего выпуска, а на сентябрь запланирован уже четвертый. Помимо прочего, свободные валютные средства заимствуются в банковской сфере в рамках двухсторонних сделок (начиная с IV кв. 2012 г. — 288 млн. USD). На БВФБ 25 апреля проведен дебютный аукцион валютных гособлигаций объемом 50 млн. USD со сроком погашения 3 года и ставкой 7,25% годовых. При этом спрос по данному инструменту в полтора раза превысил предложение Минфина, что усиливает веру в перспективность поиска валюты на внутреннем рынке. По мнению В.Амарина, это хороший альтернативный источник внешним заимствованиям, которые мы пока не осуществляем. Правда, страна привлекла запланированные средства от антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. USD (4-й транш) и хотела бы получить 5-й транш в ближайшее время.

Но если дела идут хорошо, к чему такая спешка?

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений