Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
23.09.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Российские маркетплейсы: ключевые площадки и данные о работе

Фото: freepik.com

Группа digital-компаний iConText Group провела исследование крупнейших российских маркетплейсов, сравнила их обороты и средние чеки, составила портреты продавцов и покупателей.

Эксперты опросили почти 5 тыс. продавцов на Wildberries, Яндекс Маркет, Ozon, СберМегаМаркет и AliExpress Россия, использовали собственные и публичные данные, в т.ч. аналитических сервисов.

За год значимость маркетплейсов возросла. Данные августа 2022 г. показали, что 64% продавцов увеличили объем продаж на площадках. А всего с августа 2020 г. по июль 2021 г. доля покупателей маркетплейсов среди всех пользователей, которые делают покупки через интернет, увеличилась с 91% до 97%. Размер средних чеков на маркетплейсах составил от 15 до 150 USD.

Все маркетплейсы развивают пункты самовывоза и службы доставки, привлекают покупателей программами лояльности. Для продавцов площадки внедряют сервисы помощи и продвижения, обеспечивают ключевые для бизнеса моменты (сайт, склад, оплата и логистика и др.). Среди недостатков работы с площадками продавцы назвали стоимость работы (комиссия), порчу товаров, ограничения для товаров.

Ozon

Компания на рынке электронной торговли с 1998 года.

Ozon – площадка с высоким оборотом и низким средним чеком (около 34 USD, –24% за 2021 год).

В 2021 году оборот компании вырос на 125% в годовом исчислении и достиг 7,5 млрд USD, рост заказов увеличился на 199%.

Яндекс Маркет

Бывший маркетплейс «Беру», в 2020 году вошел в состав Яндекс Маркета.

В 2021 году оборот компании вырос на 180% до 2,04 млрд USD.

Относится к площадкам с меньшим оборотом и высоким средним чеком (около 70 USD, +12% за 2021 год).

СберМегаМаркет

Бывший маркетплейс Goods, в 2021 году введен в экосистему цифровых продуктов Сбера.

В этом же году оборот достиг 483 млн USD.

Средний чек составляет около 80 USD.

Wildberries

Это самый крупный российский маркетплейс.

В 2021 году оборот WB вырос на 93% относительно прошлого года и достиг 13,4 млрд USD.

Только в категориях товаров «Одежда» и «Обувь» оборот составляет более 6,5 млрд USD.

Основные продажи – в разделах одежды, косметики, игрушек, электроники.

При этом средний чек на площадке в течение 2021 года уменьшился на 23% до 17,3 USD.

Портрет покупателя

В целом на площадках покупки совершают чаще мужчины (57%), чем женщины (43%).

Возраст основной части аудитории на всех маркетплейсах — от 25 до 44 лет.

Чаще покупают в рабочее время в будни с 9:00 до 18:00 (57,2%); 27,6% покупают с 19:00 до 23:00. Самый популярный день для покупок – пятница. Меньше всего покупают по понедельникам и воскресеньям.

Лидерами по ежемесячному посещению являются Wildberries (86 млн покупателей), Яндекс Маркет (76 млн) и Ozon (68 млн).

Чаще покупатели приходят на маркетплейсы напрямую, меньше всего трафику способствуют email-рассылки и социальные сети. Покупатели чаще предпочитают забирать товары из пунктов самовывоза, реже заказывают доставку курьером.

Чек снижается, оборот растет

Авторы исследования отмечают, что маркетплейсы разделились по принципу продаж.

Уменьшение среднего чека у Ozon и WB говорит о приходе на площадки большого количества новых продавцов (ИП и самозанятых) – облегченное налогообложение позволяет уменьшить конечную цену товара. На СберМегаМаркете и Яндекс.Маркете продаются более дорогие категории товаров (компьютерная техника, гаджеты, товары для авто).

При этом эксперты считают, что к концу 2022 года на всех площадках средние чеки могут уменьшиться.

Товары – лидеры и аутсайдеры

Больше всего на площадках продавались:

– товары для ремонта;

– товары для дачи и дома;

– диски и книги.

Меньше всего продавались товары в категориях:

– зоотовары;

– лекарства.

Портрет продавца

К началу 2022 года снизилась доля продавцов, продвигающих соцсети и собственные офлайн-магазины. При этом увеличивается доля продавцов, использующих единый контакт с клиентом и шеринговые платформы типа Avito.

В среднем продавец продает товары на 2-3 площадках сразу.

Больше всего уникальных продавцов – на Wildberries.

Товары с менее высокой ценой продавцы хранят на складе маркетплейса и продают товары за фиксированный процент – комиссию, в зависимости от категории товара. Так, комиссия на Ozon составляет от 5 до 15%, на Яндекс Маркет – от 2 до 8%, на Wildberries – от 5 до 15%.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by