Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
18.01.2011 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РИСКАМИ ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ И НАМ ДОСТАНЕТСЯ

На прошлой неделе ряд международных организаций опубликовали доклады, посвященные состоянию мировой экономики и перспективам ее развития. Их аргументы и выводы представляют особый интерес для белорусского правительства и бизнеса, обсуждающих сегодня планы развития на текущий год и ближайшую пятилетку, а также пути реализации Директивы № 4.

На прошлой неделе ряд международных организаций опубликовали доклады, посвященные состоянию мировой экономики и перспективам ее развития. Их аргументы и выводы представляют особый интерес для белорусского правительства и бизнеса, обсуждающих сегодня планы развития на текущий год и ближайшую пятилетку, а также пути реализации Директивы № 4.

В докладе Global Risks–2011, опубликованном экспертами Всемирного экономического форума, говорится, что последний финансовый кризис исчерпал возможности мировой экономики бороться с потрясениями. Частота возникновения и серьезность рисков для общей стабильности увеличилась, а возможности глобального управления нет. «Системы XX века не способны управлять рисками XXI, нам необходимы новые сетевые системы для выявления и устранения глобальных рисков до того, как они перерастут в глобальные кризисы», — утверждают авторы исследования, не уточняя, правда, как это сделать. Управляющий директор ВЭФ Роберт Гринхилл полагает, что имеющиеся механизмы способны только перекладывать риски на другие части общества. А принять глобальные решения сложно из-за противоречий между странами.

Главными рисками мировой экономики авторы доклада считают экономическое неравенство и слабое глобальное регулирование. Как ни парадоксально, в XXI веке мир не только объединяется в результате глобализации, но и становится разобщеннее, т.к. большинство плодов глобализации достается меньшинству. Экономическое неравенство приводит к социальной фрагментации, росту популизма и национализма. Странам все сложнее договариваться, пишут авторы доклада: примеры — провал раунда переговоров по ВТО в Дохе и Копенгагенской конференции по климату.

В исследовании риски разделены на три категории: макроэкономические дисбалансы и валютная волатильность, нелегальная экономика, истощение природных ресурсов. ВЭФ отмечает, что огромные суммы господдержки привели к росту бюджетных дефицитов и госдолга во многих странах (включая Беларусь), создавая фискальный дисбаланс. Другой возник между странами «дефицита» и «профицита», первые из которых много инвестируют и мало сберегают, а вторые, обладая большими резервами, мало инвестируют. В результате в одних странах растут долги, грозящие дефолтом, в других — золотовалютные резервы, что чревато надуванием финансовых пузырей. Заметим, что белорусский вариант — рост долгов и сокращение ЗВР — также ничего хорошего не сулит. Долгосрочные необеспеченные обязательства, созданные стареющим населением, приведут к росту фискального давления, предупреждают эксперты ВЭФ. Эта проблема стоит сегодня и перед нами: обещания снизить налоговую нагрузку вступают в противоречие с необходимостью изыскивать средства для оплаты внешнего долга и продолжать вливания в неэффективные отрасли и предприятия, не способные выжить без господдержки.

Последствиями нелегальной экономики, объем которой оценивается в 1,3 трлн. USD, авторы GR–2011 считают разрушение институтов власти, снижение доходов бюджета, бегство капитала, утечку мозгов и ущерб для легального бизнеса. Для противодействия этим рискам нужны прозрачность международной торговли, глобальная координация деятельности правоохранительных органов, сокращение экономического неравенства. Многими опасностями грозит истощение природных ресурсов — воды, продовольствия, энергии, спрос на которые в ближайшие два десятилетия должен вырасти на 30–50%.

В заключение авторы доклада предупреждают, что не все риски можно предусмотреть и подготовиться к ним. Поэтому «следует продолжать инвестиции в способность приспосабливаться и учиться, создавая системы с большим запасом». Однако советовать это куда проще, чем сделать: местные правительства редко согласны делегировать наднациональным структурам достаточно большой объем полномочий, а в кризисной ситуации стремятся перейти к ручному управлению. Скажем, принятые в конце прошлого года соглашения в рамках единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана носят достаточно декларативный характер. Если у кого-то из стран-участниц возникнет желание отойти от них, у других партнеров и Комиссии Таможенного союза нет реальных рычагов противодействия. А в ряде случаев эти соглашения вообще не решают проблем, вроде поставок нефти в Беларусь.

Всемирный банк в докладе, представленном 13 января, сообщает, что в 2010 г. мировая экономика выросла на 3,9%, а теперь перейдет от этапа посткризисного восстановления к фазе медленного и стабильного роста: 3,3% в 2011 г. и 3,6% в 2012-м. Это объясняется тем, что пакеты антикризисных мер заканчиваются и экономика должна начать жить без допинга. При этом развивающиеся и переходные страны обеспечат почти половину мирового экономического роста — 6% в нынешнем году и 6,1% в 2012-м, тогда как в индустриальных странах — 2,4 и 2,7% соответственно, в т.ч. в США — 2,8%, зоне евро — 1,4%, Японии — 1,8%. В дальнейшем ВБ прогнозирует в нашей стране 8,3% роста в 2011-м и 5,5% — в 2012 г. Стабильным в рамках общей тенденции будет рост и в других постсоветских странах (см. график). Однако цифры ВБ несколько ниже заданного Указом от 19.11.2010 № 596 на 2011 год 9–10-процентного роста ВВП.

Достичь этих рубежей с учетом проблем, которые, как следует из доклада ВЭФ, стоят перед странами и компаниями, будет нелегко. Потому-то было бы столь важно обеспечить защиту права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск, как призывает подп. 5.1 Директивы № 4. Надо лишь уточнить, в чем такое право заключается и как его обеспечивать. Но пока постановление Совмина от 22.12.2010 № 1874 обязывает министерства, концерны и исполкомы до 10.01.2011 г. не только обеспечить разработку и утверждение отраслевых программ развития на 2011 год и регулярно отчитываться об их исполнении, но и в месячный срок обеспечить внесение изменений и дополнений в контракты с руководителями организаций и хозобществ, предусмотрев меры их поощрения и ответственности за выполнение показателей (подп. 4.1). Заметим — тут не уточняется, коснется эта норма лишь госпредприятий и обществ, где государству принадлежит контрольный пакет, или всех без исключения. Неудивительно, что глава Мингорисполкома Николай Ладутько грозит увольнением руководителям предприятий, хронически не выполняющих прогнозные показатели. Информагентства наперебой цитируют его слова: “Мы приняли на себя ответственность, и мы должны эти параметры обеспечивать. По строительному комплексу по республиканским, коммунальным предприятиям, не выполнившим задания, внести предложения по замене руководителей, по частным — поставить вопрос о лишении сертификатов».

Остается только гадать, какую правовую базу подведут под такие решения. Ведь вряд ли чиновники примут в качестве оправдания ссылки на глобальные риски. Тем временем в своем очередном рейтинге Political Risk Atlas 2011 по 196 странам британская консалтинговая компания Maplecroft поместила Беларусь в зоне высокого риска — наряду с Украиной, Казахстаном, Ираном, Эфиопией, Колумбией, Конго и Таджикистаном. Это лучше, чем зона экстремального риска, к которой Maplecroft отнесли Сомали, Конго, Судан, Мьянму, Афганистан, Ирак, Зимбабве, Северную Корею, Пакистан, Россию и Центральноафриканская республику, но далеко от большинства наших западных соседей. Если большинство структурных рисков (стабильность режима, состояние инфраструктуры, уровень бедности и образования и т.п.) в Беларуси, по мнению Maplecroft, не столь уж велики, то динамические риски, под которыми подразумеваются факторы, способные резко меняться в зависимости от действий правительства и местных властей, в т.ч. в сфере регулирования бизнеса и условия для его ведения, весьма значительны. Ибо вмешательство государства в управление предприятиями, пусть из лучших побуждений, лишь усугубляет деловой риск — самим фактом таких действий…

Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений