Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
14.06.2011 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕКЛАМА: ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ

Сегодня вопросы инвестирования для белорусов не слишком актуальны. Гораздо важнее, если не приумножить сбережения, то хотя бы минимизировать их обесценение, особенно если вложения осуществлялись в белорусских рублях.

Депутаты Палаты представителей по-прежнему настаивают на сокращении продолжительности и частоты рекламы на телеканалах и на дальнейшем ограничении или даже полном запрете «пропаганды» пива в электронных СМИ. Их оппоненты убеждены, что такие меры ухудшат положение телекомпаний и отечественных предприятий. На очередном заседании постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации стороны вновь искали компромисс.

Изменения в действующий Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» были приняты на сессии Палаты представителей в первом чтении в декабре прошлого года (см. «ЭГ» от 11.01.2011 г. № 2). Сейчас идет его подготовка ко второму чтению. Большинство предлагаемых поправок с заинтересованными ведомствами согласованы, включая ограничения рекламы казино. Осталось найти взаимопонимание с телеканалами и поддерживающими их министерствами, которые всеми силами сопротивляются введению новшеств.

Парламентарии ссылаются на жалобы избирателей, которых телереклама «достала» своей частотой, агрессивностью и назойливостью. Возможно, она раздражает телезрителей еще и потому, что, как сообщила депутат Татьяна Филимончик, «курирующая» законопроект, продолжительность рекламы на белорусском телевидении в прайм-тайм самая большая в мире — 18 минут (+ 1,5–2 минуты анонсов передач). Не случайно в ходе соцопросов за ее сокращение высказались около 90% респондентов.

Поэтому предлагается включить в законопроект поправки, согласно которым продолжительность рекламы на телевидении в прайм-тайм сократится до 15 минут в час, а частота рекламных пауз — до трех раз. При этом фильмы продолжительностью до 45 минут нельзя будет прерывать вовсе. Собственную рекламу (анонсы) телеканалы смогут транслировать только в перерывах между фильмами и передачами.

На заседании комиссии затрагивалась также проблема пивного алкоголизма, который сегодня беспокоит не только нас, но и весь мир. По данным Минздрава, одновременно с ростом в 2004– 2010 гг. продаж пива с 22,2 до 49 л на душу населения увеличилось и число несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем. И если в 2008 г. за пребывание в общественных местах в нетрезвом виде к административной ответственности привлечено 8,9 тыс. подростков, то в 2010г. – уже более 10 тыс. Лариса Вершалович напомнила, что употребление спиртных напитков серьезно влияет на смертность белорусских мужчин. На каждый рубль дохода, полученный от продажи алкоголя, общество несет 10–11 рублей прямых и косвенных убытков. Кстати, по ее словам, безалкогольного пива, реклама которого крутится и днем, в магазинах своего избирательного округа она не нашла.

Одни депутаты требуют полного изгнания рекламы пива с телевидения и радио, другие настаивают на запрете ее показа с 7.00 до 22.00 (теперь — до 20.00), сместив рекламные ролики на ночное время, когда школьники телевизор, как правило, уже не смотрят. Вторую точку зрения поддержал представитель Генеральной прокуратуры Владимир Круковский. «Мы уже неоднократно выходили с такой инициативой, но пока что наши предложения остались нереализованными», — сообщил он.

Однако представители электронных СМИ утверждают, что подобные нововведения больно ударят по доходам каналов, чей бюджет на 80% формируется за счет продаж рекламного времени. Именно за эти деньги покупаются качественные современные фильмы и готовятся интересные передачи. И если телекомпании лишатся части доходов, то законодатели должны найти средства для компенсации потерь. Но в бюджете лишних денег сегодня нет.

Заместитель гендиректора ЗАО «Столичное телевидение» Дмитрий Поправко сообщил, что сегодня многие крупные рекламодатели «замораживают отношения с телеканалами» и призвал отложить рассмотрение законопроекта до лучших времен, когда удастся выровнять экономическую ситуацию. Частично поддержала такую точку зрения и замминистра торговли Ирина Наркевич, отметившая, что предлагаемые депутатами нормы могут привести к подорожанию рекламного времени, а следовательно, к сокращению рекламы отечественных товаров (по которой сегодня предоставляются скидки до 80%), что может затруднить выход наших предприятий и на внешние рынки. Однако депутаты не сочли такие доводы убедительными. Они задали своим оппонентам ряд вопросов. Например, почему не мешают нормальной работе телеканалов более жесткие нормы рекламного законодательства в соседних странах? Насколько целесообразны затраты валюты на покупку множества однотипных сериалов? К примеру, по данным парламентариев, стоимость идущего на втором национальном телеканале проекта «Битва титанов» составила около 800 тыс. евро. Т.Филимончик напомнила, что везде решение о сокращении рекламных блоков на ТВ принималось вопреки пожеланиям представителей телеиндустрии, даже при их активном противодействии.

На этот раз компромисс снова не был найден. Более того, на заседании комиссии прозвучало предложение правительству отозвать законопроект из парламента. Похоже, депутаты устали спорить с телеканалами и объясняться с избирателями. А значит, пока все останется по-прежнему.

Анна РАДЮК

СПРАВКА «ЭГ»

В европейских странах продолжительность рекламы на общественном телевидении, получающем госдотации, составляет от 3 до 10 мин. в час и может быть увеличена только за счет показа корпоративных и товарных логотипов, а на коммерческих каналах — 8–15 минут в прайм-тайм. В частности, в Германии — от 8 до 12 мин., Великобритании — 10–15, Франции — 10–12, Испании — 9–15, США — 10–15 мин.

В Узбекистане длительность рекламы ограничена 6 мин. в час; России, Украине и Грузии — 9, Казахстане и Литве – по 12. Кстати, в Украине художественный фильм продолжительностью до 42 мин., а в Литве – 45-минутный не может прерываться рекламой.

Тем не менее зарубежные телеканалы и их клиенты как-то справляются. Может, все дело в качестве рекламы?


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений