Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Цены
05.04.2022 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №25 (2522) от 05.04.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Во II квартале 2022 г. сохранено регулирование цен на социально значимые товары

Фото: pexels.com

Постановлением МАРТ от 28.03.2022 № 25 «О регулировании цен на социально значимые товары» (далее – постановление № 25) на 90 дней (с 01.04.2022 по 29.06.2022 включительно) продлено регулирование цен на социально значимые товары, определенные постановлением МАРТ от 21.12.2021 № 79 «О регулировании цен на социально значимые товары» (далее – постановление № 79).

Постановлением № 25 не внесено никаких изменений:

– ни по подходу к государственному регулированию цен;

– ни в перечень социально значимых товаров, государственное регулирование цен на которые осуществляется путем установления предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей (приложение 1 к постановлению № 25 идентично приложению 1 к постановлению № 79);

– ни по уровню предельных максимальных надбавок импортера (приложение 2 к постановлению № 25 идентично приложению 2 к постановлению № 79);

– ни по уровню предельных максимальных оптовых надбавок, торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) (приложение 3 к постановлению № 25 идентично приложению 3 к постановлению № 79).

Единственное, на что стоит обратить внимание, так это то, что в соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления № 79 ограничения по предельному максимальному нормативу рентабельности, используемому для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей, определялись исходя из фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2021 г., тогда как в рамках постановления № 25 – исходя из фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося за весь 2021 год (январь-декабрь).

Интересны также следующие обстоятельства:

  • в преамбуле постановления № 25 говорится, что оно принято на основании п. 1-1 постановления Совмина от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 35);

  • пунктом 1-1 постановления № 35 определено, что МАРТ вправе продлевать срок государственного ценового регулирования на товары, включенные в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются данным министерством не более 90 дней в течение одного года, при наличии согласования Евразийской экономической комиссии. Данная норма вытекает из ч. 2 п. 82 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе, ратифицированном Законом от 09.10.2014 № 193-З (далее – Протокол);

  • продление срока государственного регулирования цен на социально значимые товары, определенные постановлением № 79, еще на 90 дней (по 29.06.2022 включительно) согласовано Решением ЕЭК от 29.03.2022 № 49.

Вместе с тем, по мнению автора, органы государственного управления, соблюдая порядок введения и продления ценового регулирования, предусмотренный п. 82 Протокола, практически игнорируют нормы п. 81 этого же Протокола, согласно которому «введение государствами-членами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в т.ч. чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений