Новые подходы к регулированию цен. Что следует учитывать
Постановлением Совмина от 07.04.2022 № 214 «О регулировании цен» (далее – постановление № 214) внесены изменения в порядок регулирования цен на продовольственные товары, а также введено регулирование цен на ряд непродовольственных товаров.
Применение норм данного НПА вызывает определенные затруднения и вопросы у наших читателей. На два проблемных вопроса ответим далее.
Заготовительные организации и отпускные цены
Подпунктом 2.4 п. 2 постановления № 214 установлены предельные максимальные отпускные цены на товары, производимые и реализуемые на территории РБ.
Распространяются ли данные ограничения на организации, осуществляющие заготовку сельскохозяйственной продукции, вне рамок стабилизационных фондов (запасов)?
Согласно абз. 5 п. 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55 (далее – Инструкция № 55), отпускная цена – цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в т.ч. произведенный по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им в РБ товар для дальнейшей его реализации.
Производитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющие производство товаров, выполнение работ, оказание услуг или являющиеся собственниками товара, произведенного по договору подряда (абз. 6 п. 3 Инструкции № 55).
Заготовительная организация – юридическое лицо, имеющее сеть приемозаготовительных пунктов, осуществляющее закупку, в т.ч. в сельской местности, у населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) сельскохозяйственных производителей нескольких видов продукции (растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (сырья)), осуществляющее ее хранение и (или) реализацию, ведущее ведомственную отчетность по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (абз. 2 п. 3 Инструкции № 55).
Пунктом 6 Инструкции № 55 определено, что заготовительные организации устанавливают цены исходя из цены закупки, расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Из содержания п. 6 Инструкции № 55 не вытекает, что данные организации формируют отпускные цены.
Учитывая приведенные нормы, ограничения по уровню предельных максимальных отпускных цен, установленные в приложении 6 к постановлению № 214, распространяются на производителей, импортеров и организации, реализующие плодоовощную продукцию из стабилизационных фондов (запасов).
При этом на заготовительные организации, осуществляющие закупку сельскохозяйственной продукции вне рамок создания стабилизационных фондов (запасов), ограничения по уровню предельных максимальных отпускных цен, установленные в приложении 6 к постановлению № 214, не распространяются.
Уровень отпускных цен и Транспортные расходы
Уровень предельных максимальных отпускных цен, определенный в приложении 6 к постановлению № 214, установлен с учетом транспортных расходов или без их учета?
Имеют ли право субъекты хозяйствования увеличивать уровень отпускных цен на величину транспортных расходов или выставлять покупателям сумму транспортных затрат сверх цены, определенной в приложении 6 к постановлению № 214?
Решение по данному вопросу субъекты хозяйствования вправе принять самостоятельно.
Положения постановления № 214, а также приложения 6 к данному НПА не содержат указаний на то, предельные максимальные отпускные цены установлены с учетом транспортных расходов или без их учета.
В преамбуле постановления № 214 указывается, что оно принято, в частности, на основании абз. 3 ч. 1 п. 21 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).
Порядок установления и применения цен, регулируемых в соответствии с Указом № 143, определен Инструкцией № 55 (ч. 1 п. 1 Инструкции № 55). Так, ч. 1 п. 7 Инструкции № 55 определено, что отпускные цены формируются производителем (импортером) с учетом и (или) без учета расходов по их доставке.
При приобретении товаров у производителя (импортера) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, субъекты торговли имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен (ч. 2 п. 7 Инструкции № 55). При этом суммы расходов, перечисленных в ч. 2 п. 7 Инструкции № 55, включаемые в отпускные цены, должны быть подтверждены документально либо обосновываться расчетами, если уплата по ним отсрочена (ч. 3 п. 7 Инструкции № 55).
Таким образом, учитывая, что постановление № 214 не дает указаний на то, каким образом определен уровень предельных максимальных отпускных цен (с учетом или без учета транспортных расходов), а Инструкция № 55 предоставляет право субъектам хозяйствования формировать отпускные цены как с учетом, так и без учета расходов по доставке, субъекты хозяйствования, осуществляющие производство продукции, вправе самостоятельно принять решение о включении (невключении) транспортных расходов в отпускные цены.
Ответ на первый вопрос: Нет.