Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Регистрация без свидетельства, ликвидация – без злоупотреблений

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Разработанный Министерством юстиции и прошедший общественное обсуждение проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» в случае его принятия существенно изменит действующий порядок обеих процедур. Об основных новациях, предложенных законопроектом, на Форуме корпоративных юристов рассказала начальник управления Единого государственного регистра юрлиц и ИП (ЕГР) Минюста Инна Леус.

Изменения, с одной стороны, упрощают порядок создания и ликвидации субъектов, снимают существующие барьеры, с другой – законопроект содержит меры, которые призваны стимулировать правомерное поведение субъектов хозяйствования во избежание несоблюдения налагаемых на них обязанностей.

 

Регистрация

Предлагается отменить процедуру согласования наименований юридического лица и одновременно сократить количество требований к на­именованию. Проверка наименования юрлица на соответствие требованиям законодательства будет проводиться на стадии госрегистрации юрлица, и в случае выявления несоответствия требованиям – будет выноситься решение об отказе в регистрации.

Предлагается перенести с госорганов на юрлица ответственность за инициирование решений в случаях использования другими юрлицами, занимающимися аналогичной деятельностью, наименований, сходных до степени смешения. То юрлицо, которое зарегистрировано раньше, будет вправе потребовать прекращения деятельности второго юрлица либо изменения его наименования.

Также будет сокращено количество регистрирующих бизнес органов. Этого права лишатся администрации свободных экономических зон. Юрлица, осуществляющие деятельность в СЭЗ, будут регистрировать соответствующие исполкомы.

Планируется установить возможность деятельности юридических лиц на основе типовых уставов, которые будут утверждаться правительством (эта норма содержится в проекте изменений в ГК). В связи с этим рассматриваемый законопроект должен определить порядок регистрации таких юрлиц. В большинстве случаев для нее потребуется только заявление о госрегистрации – за исключением юрлиц, содержащих иностранные элементы.

В случае принятия изменений свидетельство о госрегистрации субъекта хозяйствования выдаваться больше не будет. Документом, подтверждающим регистрацию, будет считаться либо устав организации со штампом регистрирующего органа, либо выписка из ЕГР (в случае, если юрлицо действует на основании типового устава).

Кроме того, сокращается срок постановки субъектов на учет в налоговых органах, органах ФСЗН и статистики с 5 до 3 рабочих дней. При этом не нужно будет получать извещение о постановке на учет, поскольку соответствующие данные будут размещаться в открытом доступе в интернете.

Также законопроект обязывает субъекты хозяйствования обзавестись официальным адресом электронной почты – в связи с этим направленными должным образом будут считаться не только направленная по адресу регистрации лица письменная корреспонденция, но и электронные письма по указанному адресу.

 

Реорганизация

О начале процедуры реорганизации юрлица необходимо будет уведомлять регистрирующий орган по аналогии с тем, как сейчас это делается в отношении ликвидации. Однако в целях защиты прав кредиторов законопроектом устанавливается право регистрирующего органа отказать в реорганизации юрлица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у него неисполненном требовании, если с момента поступления такой информации прошло менее 3 месяцев.

Также основанием для отказа в реорганизации станет наличие постановления суда или судебного исполнителя о запрете регистрации, на сегодня они не являются таковым.

Предложено сократить срок, в течение которого юрлица обязаны внести изменения в устав и представить его для регистрации, – с 2 месяцев до 15 рабочих дней.

Кроме того, изменения могут коснуться порядка выхода участников из состава ООО и ОДО и вовлечения в этот процесс нотариусов. Планируется установить, что заявление о выходе будет подаваться не обществу, а нотариусу. Он же будет информировать об этом и общество, и регистрирующий орган, который, в свою очередь, будет вносить запись в ЕГР об изменении состава участников данного общества.

Изменяются подходы и к порядку признания регистрации юрлица недействительной. Правом обращения в экономический суд с иском о признании ее таковой и ликвидации лица будут наделены не только госорганы, но и кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате такой регистрации.

 

Ликвидация

Согласно законопроекту юридическое лицо или ИП не смогут начать процедуру ликвидации, если в их отношении судом или судебным исполнителем вынесен запрет на принятие соответствующего решения.

На сегодня руководители организаций злоупотребляют правом на неоднократный вход в процедуру ликвидации и выход из нее для уклонения от погашения кредиторской задолженности. В связи с этим планируется установить ограничение, по которому самоликвидацию можно будет отменить только один раз. Что касается ликвидации в судебном порядке, инициировать ее можно будет уже за нарушение порядка ликвидации либо только ее сроков (сейчас же необходима совокупность этих условий).

Оценку находящихся в процессе ликвидации субъектов хозяйствования смогут проводить не только аудиторы, но и налоговые консультанты.

Кроме того, будет упрощено завершение процедуры ликвидации для субъектов, находящихся в ней более трех лет, при отсутствии у них задолженности перед бюджетом.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений